- Это масштабный проект, и наши иностранные инвесторы уже столкнулись с проблемой въезда на территорию во время ознакомительных рабочих поездок на объект, - отметил заместитель генерального директора компании "Курорты Северного Кавказа" Владимир Евдокимов. - При выходе "Мамисона" на проектную мощность ожидаются потоки горнолыжников из-за рубежа, которые уже сейчас проявляют интерес к северокавказскому туркластеру. Однако при наличии каких-либо ограничений турист просто выберет другое место отдыха.
По замыслу авторов кластерного проекта Северный Кавказ через десять лет должен стать едва ли не центром международного туризма в России. За его реализацией внимательно следят на самом высоком уровне.
- Я когда-то стоял у истоков этого проекта и смог придать ему динамику. Я хотел бы сказать, что буду и дальше его продвигать. И не только потому, что этот регион важен для России, а, может быть, по совершенно простой причине: если получится здесь, то получится везде, и это для нас очень важно, - заявил на прошедшем в Сочи Международном инвестиционном форуме председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.
Как отмечают эксперты, для США и многих европейских стран туризм давно уже стал главной экспортной отраслью, здесь отдыхающие считаются своего рода мини-инвесторами, которые привозят деньги и, по сути, вкладывают их в экономику этих государств. В Россию сегодня приезжает порядка трех миллионов туристов в год, для сравнения, во Францию - около 80.
- По уровню расходов граждан на эту сферу Россия находится на седьмом месте в мире, порядка триллиона рублей наши соотечественники тратят на отдых, но в основном это вывоз капитала, то есть они оставляют средства за пределами своей родины, - говорит заместитель руководителя Ростуризма Николай Новичков. - Мы же должны стремиться к тому, чтобы к нам приезжали и тратили деньги у нас.
Сегодня в рейтинге конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма, который готовит Всемирный экономический форум, Россия занимает 59-е место. Итоги подводятся по результатам опроса представителей бизнеса более чем из 120 стран. В первую тройку топа вошли Швейцария, Франция и Германия.
- С точки зрения соотношения туристического потенциала и имеющихся на сегодня инвестиций, уровня занятости в этом секторе, а также доходов в бюджет, 59-е место однозначно низкое. В России еще много направлений, которые можно развивать, - уверен партнер компании Strategy Partners Group Алексей Праздничных. - Слабой стороной является все, что связано с регулированием и государственной политикой в области туризма, при этом более позитивно Россия смотрится относительно существующих у нее туристических активов.
Недостаточно проработанным эксперты считают законодательство, в том числе связанное с визовым режимом и созданием благоприятного инвестиционного климата в стране. Отмечается низкая ценовая конкурентоспособность России, где очень высока стоимость гостиничных номеров, авиабилетов и туристической инфраструктуры.
- В России развиваются в основном гостиницы высшего класса, при этом инвесторы требуют возврата вложенных средств за пять лет, - говорит генеральный директор Accor Russia (российское представительство французского оператора сетей гостиниц и ресторанов) Алексис Деларофф. - Никто не понимает, что нужно опираться на массовый туризм, который предполагает номера в отелях стоимостью 50-60 евро. Мы открыли гостиницу с такими ценами в Ярославле, и уже за первый год загрузка составила 70 процентов. Российский инвестор если и готов вкладывать деньги, то только не в трехзвездочный отель, так как это стыд и срам. Надо обязательно строить гостиницу уровня четырех и пяти звезд, даже если нет тех, кто готов оплатить там проживание. А ведь во всех странах лучше работают и более всего востребованы гостиницы среднего и нижнего сегментов. При низких ценах на средства размещения туроператорам проще сформировать продаваемый турпакет. Гостиничный бизнес - основа малого и среднего предпринимательства в Европе. Когда это станет семейным бизнесом в России, и появятся небольшие доступные отели, тогда и будет развиваться туризм.
А в том, что путешествовать по родным краям дороже, чем слетать за границу, корреспондент "РГ" убедился лично. Поездка в Чехию с перелетом, проживанием и экскурсиями обошлась автору этих строк в 34 тысячи рублей, путешествие на Алтай - почти в два раза дороже: лишь один перелет из Краснодара в Барнаул и обратно стоил 32 тысячи.
Однако не все так плохо и в нашем отечестве. К положительным сторонам российского турбизнеса эксперты относят качество медицинского обслуживания отдыхающих и развитость воздушного сообщения.
- Туристам стало проще добраться из Москвы до некоторых туристических регионов, - продолжает Алексей Праздничных. - Однако если говорить о внутрирегиональной дорожной инфраструктуре и возможности доехать до ряда ключевых туробъектов, например, на автомобиле, то здесь позиции России в рейтинге достаточно скромные.
Существенным конкурентным преимуществом страны в целом и Северного Кавказа, в частности, являются так называемые туристические активы - памятники культуры, природа - однако их капитализация оставляет желать лучшего. Что же касается низкой позиции РФ в плане эффективности госуправления этой сферой, то здесь, как отмечают сами же чиновники, стоит говорить о некой, можно сказать, ее неприкаянности.
- Спортивным туризмом занимается минспорт, детским - министерство образования и науки, санаторно-курортным комплексом - минздрав, а коммерческим туризмом - министерство культуры, - говорит министр курортов Краснодарского края Евгений Куделя. - Остается читать молитвы, чтобы в России появилось, наконец, министерство туризма.
По мнению Алексея Праздничных, необходимо также развивать туристические конкурентоспособные кластеры на уровне отдельных регионов, так как именно роль субъектов в этой сфере очень велика. Успешная реализация проекта северокавказского туркластера действительно может стать поворотной вехой для рекреационной отрасли страны, а создание сети современных горнолыжных, пляжных и бальнеологических курортов, которые будут работать в единой связке, может повлиять на место России в рейтинге конкурентоспособности. При этом все вышеназванные проблемы так или иначе уже учтены госкорпорацией "Курорты Северного Кавказа", которая заявила и о планах создания региональной авиакомпании для снижения цен на билеты, и о привлечении местных жителей к турбизнесу, и о готовности взять под свое крыло все значимые рекреационные зоны округа для более эффективного управления. Остается лишь надеяться, что планы эти осуществятся.
Андрей Катаев, управляющий директор "Северо-Кавказского горного клуба":
- В России необходимо создавать межрегиональные туристические бренды, тогда можно сформировать яркий интересный продукт, повысить его продаваемость и минимизировать затраты на продвижение. Но у нас, к сожалению, нет взаимодействия на уровне регионов. В каждом субъекте поддерживают своих и не хотят сотрудничать даже с соседями. Над брендом территории должно стоять государство со своей политикой в сфере туризма, внутри этих брендов надо создавать различные турпродукты и смотреть, какие из них могут стать национальными. И вокруг них уже необходимо организовывать национальные туристские офисы, ниже в этой пирамиде должны стоять туроператоры, затем турагенты. Тогда в России появится действенная отраслевая система развития.
Тимофей Рогожин, генеральный директор туристической компании:
- Назову десять причин, которые мешают развиваться туризму в России. Они составлены по итогам опроса представителей европейских туроператов, которые отправляют в нашу страну отдыхающих:
1. Нет яркого бренда. Есть некое расплывчатое представление о стране: баня, водка, гармонь, контртеррористические операции, медведи на улицах. В Европе Россия ассоциируется с отдельно взятыми "объектами", которые сформировались еще в царские времена и в эпоху Советского Союза: Санкт-Петербург, Москва, Золотое кольцо, Транссиб, Байкал и Камчатка. Вся остальная Россия - белое пятно. А раз нет запоминающегося бренда, то нет и маркетинга.
2. Ни в одном из направлений туризма мы не являемся признанными лидерами или уникальными представителями. Везде нас опережают те страны, где есть четкая госполитика в этой сфере.
3. В России дорого отдыхать. Экскурсионный, активный, оздоровительный туризм обойдется дороже, чем в тех странах, которые являются лидерами в этих направлениях и предлагают более качественный продукт.
4. Высокие тарифы на авиаперелеты в Россию и внутри страны. По целому ряду направлений увеличились цены на авиаперевозки: на Камчатку, Чукотку, Байкал, в Якутию, Мурманскую область.
5. Сложности с оформлением виз, пропусков и прочие формальности. Особенно это касается территорий регламентированного пребывания иностранцев.
6. Наши туристические компании составляют непонятные программы пребывания, поздно публикуют даты, российские операторы не могут работать на полтора-два года вперед, что мешает иностранным фирмам, которые делают планирование на три года.
7. Неуверенность в безопасности. Британским гражданам не оформляют страховки, если они едут на Эльбрус. Им предлагают отправляться в Кабардино-Балкарию на свой страх и риск. Однако подобные стереотипы бьют не только по имиджу Северного Кавказа, но и по имиджу всей страны. И никто не работает над тем, чтобы их развеять.
8. Низкий профессионализм персонала: от менеджеров до гидов. Наши компании не понимают, что евреям нужна кошерная пища, а французы всегда просят поставить минеральную воду к ужину.
9. У нас очень большая страна. И это единственная объективная причина. Иностранцы не понимают, что посмотреть в Якутии Оймякон, Тикси, Музей мамонта и в Мирном кимберлитовую трубку невозможно за пять дней, потому что расстояние между ними измеряются тысячами километров. Сложно в рамках одного тура посетить несколько регионов из-за их отдаленности.
10. Отношение к туристам. До сих пор в некоторых регионах слов "турист" носит негативный, иронический подтекст.
Тем временем
Территории сегодня сталкиваются с немалым количеством специфических проблем, которые невозможно решить на местном уровне. Они мешают наращивать турпотоки даже в тех регионах, которые не могут пожаловаться на малую узнаваемость. В частности, речь идет о Кавказских Минеральных Водах, где находится 132 санатория и куда в последние годы приезжает более 700 тысяч человек.
- Продвигать туристский продукт, не называя, сколько звезд у санатория и гостиницы, очень сложно, - говорит министр курортов и туризма Ставропольского края Валентина Ченцова. - Но при нынешней системе государственной классификации проводить ее невозможно. По документам минздрава санатории попали в перечень больниц, и мы не имеем права называть обслуживающий персонал горничными, а только медсестрами по уходу за больными. Нельзя говорить номер, это - палата. В государственной системе классификации средств размещения к санаториям те же требования, что и к гостиницам, то есть нужно иметь бар, ресторан, но в то же время минздрав категорически запрещает продажу спиртного даже за 500 метров от санатория. Но тогда он действительно больше напоминает больницу. За рубежом совершенно другого плана курортные отели с лечением. Сами решить эту проблему мы не в состоянии, ее надо рассматривать на федеральном уровне. При этом система классификации очень важна, но если она не будет обязательной, заставить частные санатории повышать квалификацию персонала, улучшать сервис невозможно. Добровольная же воспринимается в нашей стране как никакая. Поэтому мы выступаем за обязательную классификацию.