26.09.2012 00:50
Общество

Эксперт: Не надо бояться ювенальной юстиции

Нужно ли бояться ювенальных законов?
Текст:  Римма Чиркина (кандидат психологических наук)
Российская газета - Столичный выпуск: №221 (5894)
Быть или не быть в России ювенальной юстиции? Или - ЮЮ, как обозначают ее для краткости. "РГ" не раз предоставляла слово ее сторонникам и противникам. В последнее же время дискуссия между "ювенальщиками" и "антиювенальщиками" стараниями последних приобретает черты, не свойственные цивилизованному обсуждению общественно важной проблемы. В ход идут передергивание смыслов и банальное запугивание.
Читать на сайте RG.RU

Пугают родителей: "государство в лице органов опеки сможет вторгаться в жизнь любой семьи, будут отбирать детей "за бедность" и помещать в детдом, ваш ребенок превратится в Павлика Морозова и станет доносить на вас за воспитательный шлепок или подзатыльник... И вообще, все эти ювенальные технологии пропихивает в Россию международное педофильское лобби".

Пугают власть: "введение ювенальных законов грозит политическому строю и стабильности". Так, на днях политолог Сергей Кургинян, решивший, видимо, встать во главе "антиювенального движения", заявил журналисту "Известий": "Последствия могут быть катастрофическими, начнется отложение от Москвы... Ну что, нужно нарваться на бунт? Будет беспредел, охота за детьми. Ведь у нас криминальная страна, людей будет забирать мафия!"

Ну как тут не испугаться? Вот и публикация в "РГ", видимо, встревожила не одно родительское сердце ("Сирота по приказу". Новые инициативы предлагают забирать детей из семьи по ускоренной процедуре. - "РГ" N 208 от 11.09.2012 г.).

И на фоне этой демонизации понятия "ювенальный" произошла классическая для России ситуация: вместе с водой выплеснули ребенка. Из всего широчайшего спектра технологий поддержки и защиты детства выдернули изъятие детей из неблагополучных семей. Добавили туда правовое и сексуальное просвещение (что не относится ни к какой юстиции, а только - к системе образования). И этим пугают, и довольно успешно, всю непросвещенную общественность.

Это можно сравнить с тем, как если бы начались гонения на понятие "лечебные процедуры" из-за того, что где-то за рубежом для лечения применялась, например, гирудотерапия, и защитники целостности человеческого тела потребовали бы отменить уколы, мази и массаж, потому что это тоже лечебные процедуры.

Скажете - абсурд. Но по логике антиювенальщиков, только потому, что термин "ювенальный" пришел с Запада, надо отменить все специализированные суды по делам несовершеннолетних. И реабилитационную работу с подростками, нарушившими закон. И технологии восстановления отношений между детьми и родителями. И программы помощи детям, которых бросили родители. Если общество и власти под флагом защиты суверенитета семьи пойдут на поводу у кликуш, то все технологии, ориентированные на детей, а именно это означает слово "ювенальный", будут изгнаны из нашей жизни.

Что предлагают борцы с ЮЮ? Запретить все ювенальные технологии. Запретить любым, в т. ч. государственным службам и общественным организациям (кроме Церкви), "вторгаться" в семью. С любыми намерениями - контроля, помощи, защиты. Не рассказывать детям об их правах, - чтобы не посмели жаловаться на жестокое с ними обращение. Отменить ратификацию международных документов о защите прав детей, а заодно и только что принятую и утвержденную президентом Национальную стратегию действий в интересах детей.

Но вот если вспомнить недавнюю трагедию в Долгопрудном, когда мама выкинула с 16-го этажа двух маленьких сыновей, то, право, лучше, если бы у нас была ювенальная система, даже такая акцентуированная, как во Франции. Там по многим признакам специальные службы определили бы эту семью как потенциально опасную для детей и по меньшей мере периодически навещали ее с целью контроля. Возможно, детей забрали бы в приют или приемную семью. В любом случае эти мальчики ОСТАЛИСЬ БЫ ЖИВЫ. Как и те дети, историями которых пестрят наши СМИ, - избиваемые и насилуемые отцами, отчимами, погибшие от несчастных случаев из-за безнадзорности.

Проблема наша - не в том, как называется система, а в том, что системы у нас пока нет никакой. Начавшиеся же попытки государства построить систему поддержки детства перекрываются агрессивным движением против.

Один из основных антиювенальных аргументов: поскольку в нашей стране любой закон служит полем для злоупотреблений, то и любой закон о ЮЮ будет извращен и разрушит институт семьи. По этой логике, все российское законодательство надо отменить. Еще один аргумент наиболее объективных противников ЮЮ - размыты критерии, что считать ненадлежащим осуществлением родительских обязанностей. Но критерии можно сформулировать, уточнить, пропустить через фильтры здравого смысла и социальных практик. Благо, есть у нас специалисты, организации, способные послужить идее. И есть опыт свой и чужой, на который можно опереться. И есть прецеденты, объединяющие лучшие практики.

Например, после долгого неприятия Церковью психологии и ее методов, появились православные психологи. И сегодня светские психологи вместе со священнослужителями участвуют в гуманитарных миссиях и социальных проектах. И - к слову - если эти проекты касаются несовершеннолетних, они также подпадают под понятие "ювенальные практики". И сейчас, когда Церковь поддерживает антиювенальное движение, хочется напомнить: мы - вместе и делаем одно дело. Когда едем в колонию для несовершеннолетних. Когда принимаем детей в государственные или церковные приюты, стараясь сохранить в их сознании положительный образ семьи. Когда помогаем молодым мамам не отказываться от родившегося ребенка. Когда формируем у подрастающего поколения общечеловеческие и духовные ценности, созвучные заповедям Божьим. Мы делаем одно дело, каждый - своими методами. Получается, что самим своим социальным служением детям Церковь реализует те самые ювенальные технологии, на которые она ополчилась. Давайте все же отделять зерна от плевел. А суть - от названий.

Семья и дети Семейное право