Как сообщил "РГ" директор Федеральной службы судебных приставов России Артур Парфенчиков, законопроект сейчас находится в минюсте.
Типичный пример подобного права - водительская "корочка". Ее, возможно, придется отложить в сторону, пока не расплатишься с долгами.
А в регионах, расположенных рядом с большой водой, злостные должники в таком случае рискуют поставить на прикол свои яхты, катера и лодки - права на управления маломерными судами тоже попадают в категорию специальных. Отдашь долг, поднимешь якорь.
"Ограничение специальных прав - это мировая практика, которая является определенной мерой понуждения должника к возврату долга, - заявил Артур Парфенчиков. - Так же, как ограничиваются граждане на выезд за границу, так же предполагается ограничить пользование водительскими правами либо другими специальными разрешениями, которые выдаются уполномоченными органами".
При этом "иммунитет" от подобной меры будет у предпринимателей, которым специальные права нужны для работы. Иными словами, таксиста не лишат руля.
"Говоря о возможности применения такой санкции, мы предлагаем исключения, когда она не может применяться, - говорит Артур Парфенчиков. - В том числе, если использование специальных прав является источником дохода. Правда, есть страны, где, наоборот, изъятие именно водительской профессиональной лицензии рассматривается как очень действенный механизм воздействия. Но лично я сторонник того, что профессиональную лицензию, которая приносит доход должнику, изымать нельзя. Кстати, такое правило действует в Израиле, где высоко оценивают эффективность такого подхода".
Напомним, идея обсуждается уже несколько лет. Каждый раз, когда о ней вспоминают, сразу возникают жаркие споры. Может, поэтому инициатива продвигается достаточно медленно. Тем не менее, приставы уверены, что ее время скоро настанет: сторонникам проекта удалось снизить число скептиков в правовом сообществе.
Среди первых кандидатов на временное лишение водительских прав - злостные алиментщики. Кстати, в последние годы их число стало уменьшаться. Можно даже говорить о том, что наметилась стойкая тенденция к их сокращению. Если в 2007 году было возбуждено 1,23 млн.исполнительных производств о взыскании алиментов, то в 2011 году - 881 тыс.
Нет, разводиться, к сожалению, меньше не стали. Но бегать от родительского долга стало труднее. Дела по алиментам находятся на особом контроле у руководства ведомства, к родителям-неплательщикам пытаются зайти с разных сторон. Необязательно используется кнут, чаще людям стараются как-то помочь. Например - с работой. За полгода с помощью судебных приставов было трудоустроено более 10,3 тысяч алиментщиков. Кто-то встал на учет в собес: из пособия по безработице 20,4 тыс.удерживаются алименты на содержание несовершеннолетних детей. Приходят приставы с визитом и в бухгалтерии на предприятиях, где работают родители-неплательщики. По итогам проверок возбуждено 65 уголовных дел на должностных лиц, которые(директоров и бухгалтеров), которые хитрили с зарплатами, из-за чего деньги алиментщиков не доходили до детей.
Также за полгода ограничено в выезде более 82,6 тысяч должников по судебным решениям о взыскании алиментов. В результате взыскана задолженность по алиментам в размере свыше 202,8 миллионов рублей. А в публичных местах размещаются фотографии и информация о должниках по алиментам, находящихся в розыске.
"Указанные мероприятия направлены не только на погашение задолженности по алиментам, но и на формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к злостным неплательщикам алиментов", поясняют в службе судебных приставов. Но все же среди нерадивых родителей есть достаточно упорные беглецы, действующие меры не всех могут пронять. По мнению представителей ведомства, ограничивать специальных прав должников, среди которых немало алиментщиков, даст еще один аргумент в разговоре с безответственными родителями.
Кстати
В рамках проекта Европейского союза и Российской Федерации "Повышение эффективности исполнения судебных решений в Российской Федерации" зарубежными экспертами проведен мониторинг европейского законодательства, в том числе, по ограничению специальных прав должника. Из представленных экспертами отчетов следует, что ограничения специальных прав должника активно используются во многих зарубежных государствах в качестве действенной меры принудительного исполнения. Данный институт предусмотрен законодательством США, Канады, Израиля, Польши, Великобритании, Казахстана, Белоруссии, Финляндии и др.
Между тем
Кстати, как поясняют правоведы, лишение специальных прав может быть особо эффективно при исполнении требований неимущественного характера, то есть когда должник по суду обязан что-то сделать. Например, публично извиниться. В таких делах обычно все непросто.
Например, недавно судебным приставам в селе Мильково Камчатского края пришлось буквально вытягивать из человека извинения.
Два жителя села - мужчина и женщина - переругались и подрались. Мужчина был признан виновным и приговорен к уголовному штрафу, а также возмещению морального вреда, а вот женщину суд оправдал. Пострадавшая подала еще и гражданский иск, требуя публичных извинений. Суд ее поддержал.
Моральный вред в рублях, присужденный в рамках уголовного дела, мужчина возместил без проблем еще до вступления приговора в законную силу. А вот принести извинения для него оказалось гораздо сложнее: к судебному приставу должник долго не являлся, приносить извинения не хотел, за что был оштрафован на тысячу рублей.
Как пояснил потом мужчина, он скорее будет оплачивать штрафы, чем извинится. Приставы призвали его быть благоразумным, ведь в таком случае штрафовать будут систематически до тех пор, пока слова "извини меня" не будут сказаны.
После долгих разговоров мужчина согласился извиниться письменно. Но женщина не приняла бумажного прости. В результате после нового раунда переговоров мужчина вместе с судебным приставом-исполнителем и двумя понятыми навестил взыскательницу и принес ей публичные извинения. Стороны больше не имеют претензий друг к другу, исполнительное производство окончено.