27.09.2012 00:50
Власть

Виктор Нилов: Полицейский появляется на перекрестке в особых случаях

Материалы "Юридической недели" подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России
Текст:  Михаил Барщевский
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №223 (5896)
Машин на улицах все больше, а сами улицы шире не стали, поэтому обеспечивать безопасность на дорогах все сложнее.
Читать на сайте RG.RU

Кто организует движение транспортных потоков, следит за порядком, ограждает людей от опасности? Об этом и многом другом член президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский беседует с начальником Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктором Ниловым.

ГАИ собирают в кулак

Михаил Барщевский: Виктор Иванович, с моей точки зрения, основная задача вашей службы - организация движения. Но именно этим, как я вижу, вы не занимаетесь. Почему?

Виктор Нилов: В компетенцию Госавтоинспекции входит большой круг вопросов. Но почему-то многие считают, что регулирование - основной вид нашей деятельности, что мы должны заниматься именно этим. Но инспектор на перекрестке не может выполнить работу так же качественно, как системы управления движением. Во всем мире полицейский появляется на перекрестке только в особых случаях.

Барщевский: Но во многих странах транспортная полиция достаточно автономна, а у нас ситуация обратная. Например, начальник московской ГИБДД не руководит инспекторами в округах. По-моему, это контрпродуктивно.

Нилов: Дело не в подчиненности, а в управляемости. Сегодня инспектор, выходя на службу, заранее должен четко понимать, какая перед ним поставлена задача. Он должен профилактировать те нарушения, которые могут стать причиной происшествий в определенном месте и времени. Тогда переброска сил и средств не понадобится. Потому что утром инспектор будет стоять на пешеходном переходе около школы, днем - там, где чаще нарушают скоростной режим, вечером займется регулированием, а в ночное время его основное внимание будет направлено на пресечение преступлений, связанных с ездой в нетрезвом состоянии.

Барщевский: Но если московский инспектор ГИБДД в округе подчиняется начальнику не ГИБДД Москвы, а РУВД, именно последний распоряжается, где стоять инспектору, у школы или муниципалитета.

Нилов: Еще в бытность Владимира Александровича Колокольцева начальником ГУВД было принято решение, что с точки зрения действий наших инспекторов основным руководителем является все-таки начальник Госавтоинспекции.

Барщевский: То есть по факту схему сделали нормальной, осталось соответствующую нормативную базу сформулировать?

Нилов: Да. Структурные преобразования в Москве были проведены несколько лет назад, когда МОТОТРЭРы были переданы из округов в Госавтоинспекцию. И сегодня многое говорит о том, что и строевые подразделения ДПС в ближайшее время, возможно, перейдут в наше подчинение.

Вообще Госавтоинспекция с точки зрения выполнения своих полномочий экстерриториальна. Для оформления происшествий, пресечения правонарушений абсолютно безразлично, на какой территории ты находишься.

Кто выпишет штраф за парковку?

Барщевский: А как вы относитесь к созданию так называемой парковочной полиции, существующей во многих странах мира и практически неподчиняемой МВД? Там это муниципальное образование занимается только выпиской штрафов за неверную парковку.

Нилов: Этот вопрос обсуждается, но единого мнения пока нет. Есть руководители муниципальных образований, региональных властей, которые считают, что этот путь правильный, есть те, кто его отрицает. Но уже сегодня, на мой взгляд, найден разумный компромисс в Москве и ряде других городов, где именно гражданские с помощью технических средств контроля осуществляют видеофиксацию правонарушений, связанных с парковкой. С точки зрения законодательства они выполняют полный перечень процессуальных действий, после чего решение подтверждает сотрудник Госавтоинспекции.

Барщевский: В США все намного проще: парковочная полиция выписывает штраф, хочешь - плати, не хочешь - можешь обратиться в суд. Может, и у нас предоставить таким службам полномочия, чтобы они сразу в суд направляли, а вы бы своих сотрудников освободили?

Нилов: Сегодня в разных странах действуют абсолютно разные схемы. Мы за короткий промежуток времени продвинулись значительно в этом направлении. Например, до принятия закона о видеофиксации многие вообще не понимали, как это будет работать. Сейчас видеофиксацию все активнее развивают органы власти субъектов, муниципальных образований, дорожные организации. Есть предложения, позволяющие контролировать ситуацию на железнодорожных переездах. Пару лет назад появилась идея контроля парковок со стороны администраций, которая уже основательно прорабатывается, и, возможно, скоро будут приняты какие-то решения.

Барщевский: А как вы относитесь к платности парковок в таких крупных городах, как Москва или Санкт-Петербург?

Нилов: Если говорить о крупных городах и особенно их центральной части, думаю, это одна из вынужденных мер, которая будет обязательно использоваться. Сейчас в мегаполисах думают о повышении комфортности не только с точки зрения общего движения, но и движения общественного транспорта. А раз так, количество другого транспорта в определенных зонах должно быть ограничено. Там, где улично-дорожную сеть расширить нельзя, придется действовать с помощью определенных запретительных мер, как во всем мире.

1,9 миллиона транспортных средств поставлено на учет в ГАИ лишь за 8 месяцев этого года.

Большие деньги - это басни

Барщевский: Довольно много нарушений ПДД происходит при, скажем так, попустительском отношении со стороны ваших сотрудников. Почему они не пресекают такие нарушения, как повороты не из крайних рядов, движение грузовиков по третьему ряду?

Нилов: Говорить о том, что не пресекают, неправильно. Но порой ситуация контролируется недостаточно. К сожалению, сейчас, особенно на многополосных дорогах, много проблем, связанных со скоростным режимом, маневрированием, остановками в неположенных местах, движением грузовиков. Но с учетом прошедшего сокращения личного состава и реального увеличения интенсивности движения - только за 8 месяцев этого года в России на учет поставлено более 1,9 млн транспортных средств - для того чтобы контролировать ситуацию, мы сегодня больше рассчитываем на возможности технических средств.

Барщевский: Почему среди вашего кадрового состава так мало сотрудников среднего возраста? Мне приходится общаться с инспекторами и на улицах, и в помещениях, где поколение от 25 до 45 лет?

Нилов: Вы правы, разрыв колоссальный. Он связан с демографическими причинами и тем, что, когда проходила ротация личного состава, сотрудники 30 - 40 лет заняли руководящие должности. Но главное в том, что последние годы вопросы комплектования были очень сложными - народу больше увольнялось, чем приходило.

Барщевский: То есть это миф, что работа в ГАИ - сладкое место?

Нилов: Тот, кто столкнулся с работой воочию, вряд ли скажет, что она такая уж сахарная. Другое дело, что те, кто приходил изначально с не очень хорошими мыслями, пытались приспособиться. А многие из тех, кто приходил честно работать, увидев достаточно тяжелые условия труда, уходили или переходили в другие службы.

Сегодня ситуация поменялась. После увеличения денежного содержания во многих регионах зарплата сотрудника полиции, в том числе и Госавтоинспекции, иногда в 2 - 2,5 раза выше, чем средняя по региону. Естественно, появилась возможность жестче спрашивать.

Барщевский: Думаю, сегодня еще следует сориентировать тех, кто приходит в ГАИ как в кормушку, что они либо быстро сядут, либо их скоро выгонят.

Нилов: Да, русский авось еще все-таки действует. Поэтому мы много думаем о совершенствовании отбора. Конечно, профилизация - хорошо, но профильных школ и кадетских корпусов полицейского направления еще мало. Поэтому помимо высших учебных заведений МВД мы ориентируемся на другие вузы. Увы, так сложилось, что в Госавтоинспекции только 24% сотрудников имеют профильное высшее юридическое образование. Большая часть имеет образование техническое и гуманитарное. Поэтому для нас очень важно, чтобы люди, приходящие без высшего юридического образования в Госавтоинспекцию, в дальнейшем проходили доподготовку.

Ключевой вопрос

Барщевский: Ваше личное отношение к промилям?

Нилов: Я механик и привык к точности. Поэтому решение о содержании алкоголя, безусловно, должно иметь конкретные цифровые параметры. При этом я не готов говорить о той или иной величине. Эта тема продолжает обсуждаться, называются разные цифры, приводятся данные зарубежья. Свое мнение должны высказать профессионалы в этой области.

Барщевский: А вы как профессионал и технарь уверены в абсолютной точности измерительных приборов каждого инспектора ГАИ, когда у нас даже спутники и самолеты падают? Все-таки "0" - коррупционная цифра.

Нилов: Приборы, в том числе измеряющие содержание алкоголя в крови, которые мы сегодня применяем, проходят проверку, имеют соответствующие сертификаты, и мы должны им доверять. К тому же наш сотрудник всего лишь определяет, есть ли признаки опьянения. Основное решение принимают медики. Вместе с тем мы не закрываемся и призываем всех: не согласны с действиями инспектора - потратьте время, обратитесь, напишите, дайте нам возможность реально оценить ситуацию. В новых документах о прохождении службы есть статья о недоверии, и ею пользуются, если поступают объективные жалобы.

Административное право ПДД МВД ГИБДД