27.09.2012 00:03
Культура

В Новгородском театре пьесу Гоголя назвали "Женихи"

В Новгороде пьесу Гоголя назвали "Женихи"
Текст:  Елена Юринская
Российская газета - Федеральный выпуск: №222 (5895)
Великий Новгород, Владимир, Ростов Великий. Долгие годы эти великие города являли собой театральную, культурную, да и социальную пустошь. Только в последние годы, во многом благодаря тому, что они приблизились или перемахнули через тысячелетний рубеж, на их развитие и поддержку были выделены существенные средства. Тысячелетний Ярославль становится новым культурным центром России, во Владимире тоже назрели перемены.
Читать на сайте RG.RU

В отметившем недавно свое 155-летие Новгородском Академическом театре драмы им. Ф.М. Достоевского режиссер Дмитрий Горник поставил гоголевскую "Женитьбу", дав ей другое название: "Женихи". Его размышления на тему великой пьесы оказались столь неожиданны, что поначалу вызывают отторжение. В самом деле - шикарная девичья кровать под нежным белым балдахином стремительно превращается в подиум (художник - Екатерина Чазова), где мужчины - участники зловещего кастинга, тусуются, прихватывая кусочки "халявы", не испытывая никаких иных желаний, а Дуняшка, девочка в доме (Александра Кохан), развязно-цинично исполняет роль тележурналистки, сующей свой микрофон то одному, то другому. Тут впору оторопеть. Тем более что режиссер любит статистику.

- Женщин в России, - напоминает он, - на 11 миллионов больше, чем мужчин. При этом женщины вовсе не желают мириться с кем попало: они ждут "олигарха".

Для Горника важна эта романтическая история невесты, ждущей своей судьбы, своего суженого. Любить, рожать, воспитывать детей, заботиться о муже и доме - при всех переменах режиссер отводит женщине зависимую, но патриархально-трогательную роль (Ирина Петченко играет Агафью Тихоновну эффектной красавицей и романтической мечтательницей).

И все же мотивы женихов в его интерпретации куда более любопытны. Они, их желания, поведение и реакции - часть огромной поп-индустрии, нескончаемого шоу, в котором погрязло современное человечество. Скука царит в этом мире смертная. И даже шахматы, в которые привычно играет барин со слугой, от нее не спасают. Потому и возникает пустая и циничная игра в женихи, которая набирает в спектакле обороты, становясь все больше похожей на залихватский мюзикл.

Кстати, музыка к спектаклю состоит из заводных балканских мелодий, под которые танцуют все герои спектакля (хореограф - Светлана Сафарова), причем так, что у публики ноги тоже просятся в пляс. Но вдруг Подколесин (Анатолий Устинов), попавший на этот нелепй кастинг женихов, останавливает свой пляс. Он - вслед за Кочкаревым (Геннадий Алексеев), который вот-вот готов влюбиться ("Какие глаза!" - завороженно говорит он) - начинает видеть в Агафье Тихоновне красоту, трепетное ожидание счастья. Но взять ответственность на себя не могут ни он, ни другие женихи. Остается лишь имитировать чувство.

Шоу заканчивается, и на огромной кровати-подиуме остается лежать одинокая кукла, так и не ставшая женщиной, матерью, женой.

Драматический театр Великий Новгород Северо-Запад