В интервью "РГ" Руслан Кинзикеев рассказал, что формат выставки намеренно был изменен в "деловую" сторону, чтобы проработать вопросы, которые составят повестку дня III форума-презентации "Открой Приволжье". Она пройдет в следующем году в Уфе.
Руслан Усманович, на чем сосредоточилось внимание экспертов и представителей туристского сообщества?
Руслан Кинзикеев: В первый же день работы выставки-форума мы провели ряд панельных дискуссий с участием экспертов из разных регионов страны. В частности, обсуждаются вопросы межрегионального взаимодействия для разработки туристических маршрутов. В этом плане своим опытом с нами поделились коллеги из Самары и Москвы.
Главный специалист Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Дарья Впладимировна Проскурня специально приехала в Уфу, чтобы рассказать, как за два года Тюменской области удалось развить систему придорожного сервиса до 200 объектов. По сути, все панельные дискуссии - это продолжение той работы, которая началась на прошедшем в Йошкар-Оле первом форуме "Открой Приволжье". Там у всех регионов была редкая возможность провести презентации, познакомиться с соседями, узнать, что есть интересного у них и договориться о сотрудничестве.
Именно поэтому в Уфу приглашены представители Ульяновской области, которые поделятся секретами, как можно привлечь потоки туристов через съемку кинофильмов в стиле телеканала "History", основанных на региональном историко-культурном наследии. Впоследствии кинореквизит используется в виде мини-объектов на экскурсионных маршрутах. Они это уже делают у себя, сотрудничая с лучшими режиссерами страны. Почему бы не последовать их примеру? Башкирия - уникальная республика, здесь не нужно придумывать какие-то истории или мифы, они у нас - на каждом шагу.
У Самарской области мы возьмем наработки по сетевому проекту массового экскурсионного обслуживания школьников "Большая перемена", уже работающему, как ни странно, без бюджетных средств. Мы также договорились о начале сотрудничества с ОАО "Федеральная пассажирская компания" и ее туроператором "РЖД-тур" по формированию с помощью башкирских туроператоров турпакетов двухдневных экскурсий по схеме: пятница - ночь в поезде, суббота - день экскурсии, воскресенье - ночь в поезде. Эта схема идеально подходит для программы социального туризма при организации, например, нового дополнительного пакета двухдневных экскурсионных маршрутов для детей-сирот.
Очень ценным стало изучение опыта Марий Эл по строительству туристского молла, привлекающего теперь тысячи туристов. Перестройка центра и набережной в архитектурных стилях итальянских, бельгийских, саксонских и московских архитекторов превратила Йошкар-Олу в туристическую Мекку Приволжья. В этом архитектурном оазисе проводятся различные шоу, представления, спектакли. Так, например, постановка оперы "Борис Годунов" прошла на площади Марийского Кремля.
Эти примеры - доказательный ответ скептикам, что даже если в городе не сохранились памятники архитектуры или их не было и в помине, то их можно восстановить как новодел или построить. Новодел даже в первые два года уже не новодел. Московский Кремль тоже был когда-то новоделом и на сто процентов построен итальянскими архитекторами, а зубчатая его стена, как и в Йошкар-Оле, скопирована в Вероне.
Опыт Йошкар-Олы, так же, как Казани и Екатеринбурга, многократно доказывает, что продуманный новодел в архитектуре - это огромные потоки туристов в регион. Вывод очевиден: в Уфе или под Уфой с привлечением средств инвесторов нужно построить туристский молл с плановым посещением не менее пяти-восьми миллионов человек в год. Он должен включать объекты, связанные с конгрессными и выставочно-ярмарочными мероприятиями, досугом, шопингом, аттракционами, кафе, ресторанами и всевозможными шоу. Это особенно актуально сейчас, когда в Уфе к саммитам ШОС и БРИКС создается развитая инфраструктура, которую необходимо будет загружать.
Складывается ощущение, что брать с кого-то пример можем только мы. Есть ли какая-то "фишка" у нас самих?
Руслан Кинзикеев: "Фишка" есть у каждого региона. Башкирии тоже есть что показать. Например, реализованный в Абзелиловском районе инвестпроект "Динозаврики" стоимостью 200 миллионов рублей. На одной из дискуссионных площадок директор парка Владимир Губарев рассказал о своем опыте обустройства прибрежных зон и создании тематического парка.
Если получилось у одного, почему не получается у других? Ведь динопарк - приятное, но редкое явление.
Руслан Кинзикеев: Вы затронули один самых главных, но не решенных пока проблем - взаимоотношений местных властей с инвесторами. Ведь не секрет: для того чтобы инвестор пришел на территорию, необходимо движение на местах. На форуме в Йошкар-Оле все руководители ведомств, отвечающих за развитие туризма в своих регионах, пришли к мнению, что мы не умеем работать с инвесторами.
Что же мешает?
Руслан Кинзикеев: По инвестированию у всех пожелания прекрасные, да и возможности есть - мы обладаем огромными рекреационными ресурсами. Также есть долгосрочная целевая программа развития туризма на территории. Казалось бы, есть все, но нет механизма реализации. По нашему мнению, в регионе необходимо создать открытое акционерное общество со 100-процентным государственным участием. Нужен хозяйствующий субъект, который аккумулировал бы у себя земельные активы, то есть создал некий земельный банк, предварительно выкупив участки. И такие операционные компании должны появиться в каждом субъекте ПФО с перспективой дальнейшего объединения.
Ключевой вопрос - все-таки земельный?
Руслан Кинзикеев: Вопрос о земле не потерял актуальности со времен большевиков. Все земли находятся у минэкологии, минлесхоза. Только когда есть земля, можно предложить ее инвесторам, приглашать их строить объекты туризма - гостиницы, горнолыжные базы и прочее.
В программе прописано, где это нужно делать. Кроме того, в этом году все муниципалитеты будут иметь генпланы с обозначениями туристических объектов.Есть проблема по переводу федеральных земель, а все рекреационные земли находятся в федеральной собственности, в земли сельхозпоселений. Но ведь есть и муниципальные земли - вдоль дорог, которые тоже пока не используются для развития придорожного сервиса.
В этом направлении необходимо работать с местными инвесторами. Примечательно, что не надо изобретать велосипед - достаточно скопировать положительный опыт. Я недавно приехал из Белоруссии, где участвовал в семинаре по развитию придорожного сервиса и привез готовые решения, которые хоть сейчас можно использовать у нас. Вот Тюмень уже два года внедряет у себя белорусский опыт и имеет неплохие результаты.
В развитии бизнеса им помогает ассоциация франчайзинга. Франшиза - это способ создания большого количества малого и среднего бизнеса на удаленных территориях, который не "откачивает" деньги, а приносит их в местный бюджет. Скажем, та же Тюменская область зарабатывает в год два миллиона рублей с одного объекта придорожного сервиса. А ведь каждый объект - это еще и 70 новых рабочих мест.
Как республиканские власти стимулируют инвестиционную активность?
Руслан Кинзикеев: Правительство Республики Башкортостан видит перспективы развития туризма через вовлечение в отрасль предпринимателей. В связи с этим в 2010 году было принято решение выделить туризм в структуре органов исполнительной власти в отдельное экономическое направление. Индикатором для инвесторов служит тот факт, что объем целевого финансирования программ развития туристской отрасли из республиканского бюджета вырос за последние два года в 40 раз. Радует, что объем вложенных внутренними инвесторами республики средств в строительство объектов туриндустрии, по данным муниципалитетов, составляет порядка одного миллиарда 600 миллионов рублей.
Возвращаясь к операционной компании, хотелось бы уточнить, что еще будет входить в ее функции?
Руслан Кинзикеев: Например, контроль за деятельностью инвестора, который пока отсутствует. Федеральная целевая программа развития туризма предусматривает выделение 96 миллиардов рублей на создание туристкой инфраструктуры. Крупным инвесторам также будут даны различные льготы. В Башкортостане для них предусмотрены и свои преференции. У инвестора должны быть социальные обязательства перед территорией. Следовательно, нужен механизм, позволяющий контролировать их выполнение. Как реализуются предоставленные льготы, используются ли построенные объекты по целевому назначению? Можно ведь построить гостевой дом, используя бесплатную инфраструктуру, а потом продать ее как коттедж. Кроме того, операционная компания могла бы работать как технадзор - заказчик.
По некоторым данным, на долю туризма приходится более 10 процентов мирового валового национального продукта. Как вы оцениваете экономическую пользу туризма для Башкортостана на сегодняшний день?
Руслан Кинзикеев: По объемам платных услуг населению туристический рынок республики показывает положительную динамику. Объем туристских услуг составил за 2011 год два миллиарда 962 миллиона рублей, или рост 7,5 процента. Гостиницы и аналогичные средства размещения получили доход в три миллиарда 74 миллиона рублей - рост 16 процентов. Санаторно-оздоровительные услуги составили три миллиарда 417 миллионов рублей - рост 15 процентов, при этом средний дневной чек составил около 2,5 тысячи рублей. В то же время свободных мест на основных курортах, таких как "Янган-Тау", "Красноусольск" практически нет, а гостями наших курортов, в основном, являются жители других регионов России.
Санаторно-курортные учреждения республики обслуживают в год до 250 тысяч туристов. Для нас развитие бизнеса вокруг курортов становится безусловной точкой роста. О привлекательности бизнеса на рынке внутреннего туризма в республике можно судить по реестру региональных туроператоров. В нем зарегистрирована 31 организация. По направлениям внутреннего туризма в Башкортостане работает 60 процентов туроператоров, то есть 18 организаций. Не было бы туристских потоков и прибыли - внутренние туроператоры не появились бы!
Есть ли уже сегодня образцовые туристические маршруты, по которым не стыдно провезти туристов?
Руслан Кинзикеев: Есть. Например, "Золотое кольцо", конные маршруты на Нугуше (там есть школа конного туризма). Идеальный объект - динопарк в Абзелиловском районе, о котором я уже говорил.