27.09.2012 00:00
Власть

В Салехарде пройдет форум "Арктика - территория диалога"

В октябре в Салехарде состоится Третий международный форум "Арктика - территория диалога"
Текст:  Наталья Петрова
Российская газета - Федеральный выпуск: №222 (5895)
На форуме в Салехарде ожидается 400 гостей, в том числе главы стран и регионов Арктического совета. О чем пойдет речь на встрече высокого уровня? Что ямальцы покажут гостям? Об этом "РГ" рассказал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.
Читать на сайте RG.RU

Дмитрий Николаевич, ключевая тема форума уже определена?

Дмитрий Кобылкин: Ключевая тема в Арктике заявлена на государственном уровне, и это тема экологическая. Владимир Владимирович Путин объявил масштабную генеральную уборку в Арктике, и мы на Ямале активно включились в работу. Ликвидацию накопленного экологического ущерба начали с самой северной точки округа - острова Белый.

Но на форуме тема будет развита гораздо шире. Это и международные интересы, и приоритеты стран, и геополитическое звучание. Летом в Салехарде проходила международная конференция ассоциации мерзлотоведов мира, и уже тогда профессорами и учеными были сформированы рекомендации по созданию на Ямале международной площадки изучения Арктики с центром экологических исследований как раз на острове Белый. Думаю, во время предстоящего форума вопрос будет изучен дополнительно.

Почему именно Ямал, Салехард и остров Белый?

Дмитрий Кобылкин: Государство выделило более 600 миллионов рублей на территории Крайнего Севера, в частности, для проведения работы по очистке прилегающих к арктическим шельфам земель. В первую волну освоения Севера была массовая высадка десантов добытчиков на территорию циркумполярных регионов. Сегодня пришла пора наводить порядок. На острове Белый в Карском море было пробурено несколько геологических скважин. Для охраны рубежей долгое время там располагалась воинская часть, до сих пор тут действует самая северная метеостанция. Да, остров Белый не вошел в федеральную программу по очистке, но надо признать: Ямал самодостаточная территория, и мы решили попробовать своими силами - силами экологов-волонтеров провести уборку.

Мы высадились на остров Белый летом, отработали только месяц, пока позволяла погода. Оценили масштаб бедствия, и в этот раз вывезли две баржи металлолома - 75 тонн. Первый этап обошелся нам в 12 миллионов рублей. В эти деньги вошло и строительство часовни в память о моряках, погибших в Карском море в Великую Отечественную войну. Важно, что все делалось вручную, без привлечения техники. Нам это оказалось под силу. Ребята вернулись позитивно настроенные, с желанием продолжить работы.

Международный центр экологического мониторинга хотите установить на острове Белый?

Дмитрий Кобылкин: Остров Белый в дальнейшем будет находиться в самом центре основной промышленной нагрузки. Четверть всех углеводородных запасов мира по газу и конденсату как раз расположены вокруг острова. Для мониторинга ситуации это самое подходящее место. Выходя в северные моря для освоения шельфа, весь мир должен понимать, сколько химии разработка "вынесет" в Арктику. Потому что Арктика - это еще и 80 процентов пресной воды. Без нефти и газа мир когда-нибудь сможет жить, без пресной воды - нет.

Салехард уже не в первый раз станет центром диалога лидеров стран - членов Арктического совета. Почему все-таки Ямал проявляет такую инициативу?

Дмитрий Кобылкин: Несмотря на то что большая часть округа расположена в Заполярье, Салехард находится всего лишь в трех часах лета от Москвы. Транспортная инфраструктура - основа нашей уверенности. Считаю, геополитическая миссия Ямала в этом и заключается - мы имеем огромный углеводородный запас сырья, которым еще долго наши дети и внуки будут пользоваться, и мы имеем уникальную транспортную инфраструктуру.

Мы можем обеспечить безопасный северный маршрут, не связанный с Суэцким каналом и сомалийскими пиратами. Мы можем сделать нашу страну одним из образцов безопасности в транспортной инфраструктуре, доступной всему миру. Это важно не только для Ямала, но и для всей страны. Государство очень резко увеличивает расходные обязательства, нужно увеличивать и доходы. У Ямала такой потенциал есть, и мы обязаны этим воспользоваться.

Северный маршрут - это Северный широтный ход и Северный морской путь. Проекты сложные. Есть уверенность, что это не просто мечта?

Дмитрий Кобылкин: Безусловно, это проекты не одного года и даже не пяти лет. Это очень сложная инфраструктура - самая северная в мире. Недавно мы разговаривали с президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным, когда он прилетал на Ямал для участия в экологическом проекте "Полет надежды". Так вот, мы обсуждали перспективы нового морского порта Сабетта, которые не ограничиваются только монозадачами по транспортировке углеводородного сырья. Сабетта может быть не просто монопортом, он имеет возможности стать многофункциональным портом для экспорта и импорта разных грузов. У него уникальное месторасположение - от Сабетты до Парижа и Пекина одинаковое расстояние. А это значит, мы можем соединить рынки Азии и Европы, рынки Америки. План амбициозный, дерзкий, но если мы его осуществим, Россия станет очень серьезным мировым игроком.

На полуострове Ямал огромная ресурсная база, и на территории округа сегодня мы прокладываем самую северную инфраструктуру - железную дорогу, автотрассы. Северный морской путь при той загрузке, которая планируется, практически не будет замерзать. Ледоколы будут вскрывать льды для круглогодичного хода. Мы сможем в этом коридоре использовать ежедневный проход для экспорта газа Ямала, металла Урала, зерна Сибири, угля Кемерова, экспорта Казахстана... По предварительным подсчетам, проходимость Севморпути в 60 миллионов тонн в год - это не предел. И именно об этих дополнительных возможностях территории я говорил президенту, описывая новые ресурсы всей страны.

И в настоящее время мы идем к реализации этого проекта. Основная автомобильная трасса Салехард - Надым строится с опережением сроков, в 2014 году дорога в рабочем варианте будет открыта. И Салехард будет связан с общероссийской сетью автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, выход на большую землю получат еще 6 населенных пунктов. В целом будет завершено создание опорной сети автомобильных дорог автономного округа.

Мост через реку Надым, по которому пройдет автотрасса Салехард - Надым, строится по графику. Самый сложный на сегодняшний день объект - мост через реку Обь. В ближайшее время мы сможем предложить варианты финансирования строительства.

Территория выигрывает в результате реализации на Ямале таких мегапроектов?

Дмитрий Кобылкин: Конечно. И я имею в виду не только налоговые поступления в бюджет, от которых напрямую зависят социальные выплаты, зарплаты, новые социальные объекты и жилье. Инфраструктура, которая появится уже через несколько лет, значительно облегчит жизнь ямальцев.

До сих пор окружная столица - город Салехард - была отрезана от большой земли и общероссийских трасс. В 2014 - 2015 годах связь появится. Мосты заменят понтонные и ледовые переправы, которые также еще существуют и часто становятся непреодолимой преградой для жителей городов. Элементарно в межсезонье даже продукты питания невозможно доставить в магазины. И что такое закрытые дороги, поверьте, в Салехарде знают все. Отсюда и качество товаров снижается, и стоимость растет. Инфраструктура - это основа всей жизни на Севере.

В сентябре у вас как губернатора Ямала "экватор", 2,5 года руководства регионом. Как можете оценить прошедшие годы?

Дмитрий Кобылкин: Оценивать эффективность работы губернатора жителям региона. По интенсивности строительства жилья и соцобъектов Ямал сегодня, по данным Минрегионразвития России, занимает первое место среди всех субъектов Федерации. Почти олимпийский размах. Мы начинаем сдавать уже не только новые квадратные метры, но и новые детские сады, школы, больницы.

В прошлом году ввели в эксплуатацию свыше 167 тысяч квадратных метров жилья - это на 18% больше, чем в 2010 году. В 2012-м планируется сдать 192 тысячи квадратных метров жилья. В прежние годы на Ямале появлялся один детсад в 16 лет. А сегодня только в этом году построим сразу 11 детских садов. Всего 23 объекта образования, культуры, спорта, здравоохранения откроем до конца года. И это не только в городах.

Самое сложное для меня как губернатора - это повышение заработной платы бюджетникам до средней по экономике. Все-таки средний показатель складывается из заработков газовиков и нефтяников, а они по определению и по справедливости высокие. Средняя зарплата по экономике почти в 53 тысячи рублей для бюджета тяжела, но мы задачу выполняем.

Полгода назад вы серьезно обновили муниципальный эшелон власти - глав городов и районов. Есть результат?

Дмитрий Кобылкин: Смена в руководстве ряда территорий произошла. И это было связано в первую очередь с запросами и ожиданиями самих жителей. Где-то произошла ротация. Успешные управленцы и хозяйственники из одних районов были направлены в другие - и это успешный подход. В ключевом для Ямала городе Ноябрьске вообще был управленческий кризис, который тормозил весь город. Пришел новый человек, да еще и женщина - навела порядок. Нет никаких претензий - сегодня Ноябрьск по многим показателям образец. Территория развивается, идеи новые появились, проекты запускаются.

В окружной столице Салехарде тоже новый человек. И подвижки есть. Решения новые, объекты новые открываем, благоустройство, строительство и ремонт дорог начали делать. Конечно, за полгода горы не свернешь, но движение видно.

В октябре снова выборы. Какие у вас ожидания?

Дмитрий Кобылкин: Ожидания у меня такие же, как у всех жителей Ямала: надо выбрать больше порядочных, грамотных, по-настоящему хозяйственных людей для решения проблем. У нас 14 октября 23 главы разных уровней будут избираться, люди выберут депутатов в 40 населенных пунктах. Я уверен: жители разберутся, кого они хотят видеть во главе поселения или в местной Думе. Есть с чем сравнивать. Когда в соседнем селе школу сдают, деревянные тротуары меняют на асфальтовые, открывают новые производства, а у тебя в селе глава даже по улицам не ходит, конечно, задумаешься, а зачем такой глава нужен.

Лично я считаю, что во всех сельских территориях сегодня появилась возможность выбора и самоопределения. Окружная власть максимально поддерживает все новые идеи по развитию агропромышленного комплекса. Поверьте, в Арктическом регионе многое можно выращивать, можно иметь свое свежее молоко. И жители помнят те времена, когда все это было. Все можно производить в районах Крайнего Севера и быть самодостаточными. Открытие новых теплиц, молочных ферм, свинокомплексов и птицефабрик даст новые рабочие места и гарантирует востребованность продукции на местном рынке.

Не так давно вы объявили сбор талантливых людей в "Губернаторскую сотню". Это связано с поисками инициативных людей?

Дмитрий Кобылкин: В том числе. Сегодня власть Ямала открыта для любых предложений по улучшению качества жизни. "Губернаторская сотня", по сути, это продолжение работы по формированию будущих лидеров округа. Молодежное правительство на Ямале активно работает. Ребята предлагают программы, варианты реализации перспективных проектов, просто помогают своим сверстникам решать многие проблемные вопросы.

Считаю важным для себя подготовить крепкую, энергичную, ответственную смену. Жить по принципу "никто, кроме нас" нужно, но при этом надо думать, а кто после нас. Пожалуй, по этой причине сегодня наши молодые ребята идут вместе с нами и вникают во все мегапроекты.

Ямал - это северный фасад России, территория, устремленная в Арктику, и для успешной реализации всего начатого сегодня должно быть полное понимание предназначения региона. Вместе с этим важным остается самоощущение всех ямальцев. Лично у меня нет сомнения, что Ямал больше не вахтовый регион, для многих округ давно родина, хотелось бы, чтобы и все ямальцы поверили в свою землю. Вот тогда самые амбициозные планы обязательно осуществятся.

Регионы Экология Салехард Урал и Западная Сибирь