28.09.2012 00:40
Экономика

К национальному авиаперевозчику предъявляются необоснованные претензии

О недобросовестной конкуренции и необъективных придирках к национальному российскому авиаперевозчику
Текст:  Алексей Мухин (Генеральный директор Центра политической информации)
Российская газета - Столичный выпуск: №224 (5897)
Российские авиакомпании, например, "Аэрофлот" в последнее время составляют приятную во всех смыслах альтернативу компаниям зарубежным. На французов пресса нападала, что, мол, бывают необязательны, да и сервис там сердит и излишне сух. Про горячих итальянцев пишут, что, дескать, подвержены частым переменам настроения персонала, который, чуть что - бастует...
Читать на сайте RG.RU

В общем, сегодня часто испытываешь гордость за своих, отечественных перевозчиков.

Однако любая медаль имеет две стороны: успехи компании часто вызывают зависть конкурентов, поэтому в последнее время "Аэрофлот" и стал объектом нападок. Более того, некоторые эксперты отметили настоящее открытие "сезона придирок" к "Аэрофлоту".

Мотивация конкурентов понятна, и негатив с их стороны по-своему оправдан, но задевает другое: летный состав "Аэрофлота", получая в среднем по 300-400 тысяч рублей, начинает жаловаться на жизнь, причем публично. Такие жалобы прозвучали, например, в беседе с журналистами "Новых Известий" руководителя Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова. Дескать, люди устают, работы много...

Квалифицированный рабочий, прочтя такое интервью, едва ли поймет жалобщика. Это что же такое: летчик с приличной даже по мировым стандартам зарплатой начинает жаловаться на жизнь и условия труда. Как-то несолидно, тем более, что "Аэрофлот" довольно много усилий и средств тратит на безопасность и, судя по расходам, на ней явно не экономит.

В последнее время появилась новая порода людей - профессионал-потребитель, желающий много получать и не очень много работать. Пример итога "развития" этого типа людей, что называется - перед глазами: в Европе бушует финансовый кризис, в США люди давно живут в долг. Правильнее было бы сочетать высокие зарплаты и профессиональную ответственность, а не перенимать плохие привычки у "развитых" обществ потребления.

Впрочем, "слабина" в кадрах - находка для конкурентов, именно туда, судя по всему, и решено бить максимально сильно. Вслед за жалобами профсоюзного деятеля появился развернутый материал на "Голосе Америки", в котором иллюстрируется и подробнейшим образом рассматривается, сквозь критическую призму, конечно, состояние российской авиаперевозки.

Молчать о проблемах нельзя, но когда это - действительно проблемы, а не завуалированная атака. Получается, российские пилоты стали "пешками" в чужой игре, которые деморализуют отрасль и демотивируют сотрудников одной из крупнейших российских компаний. Так сказать, льют свой ковшик воды на чужую мельницу...

Во время Второй мировой говорили: болтун - находка для шпиона. В наше время болтун - находка для конкурента. Здесь впору поднять вопрос о корпоративной этике и о согласованности действий.

Примечательно следующее: американцы и европейцы, с одной стороны, нас критикуют и ищут изъяны в нашей гражданской авиации, а с другой стороны - продают нам же новую авиатехнику. Удобна позиция, когда поворачиваешься к своему партнеру то улыбающейся и вполне доброжелательной стороной, то демонстрируя ему устрашающую гримасу.

Согласованность действий конкурентов "Аэрофлота" наводит не только на грустные размышления о превратностях рыночной экономики, но и позволяет вполне обоснованно предположить определенный сговор, направленный против российской компании. Последствия такого сговора будут иметь весьма негативный характер, и ликвидировать их придется уже на другом, самом высоком уровне.

Очевидно, что именно успехи и активность "Аэрофлота" во многих странах вызвали серьезные опасения у зарубежных национальных компаний. Общественное мнение в этих странах, организованное в нужном ключе (вот она - настоящая свобода слова!), усилия официальных лиц в сочетании с усилиями со стороны самих этих компаний дают-таки синергетический эффект. Этот эффект к тому же накладывается на рефлексии некоторых наших расслабившихся пилотов и профсоюзных деятелей.

Вот и получается не очень приглядная картина пока успешной конкурентной борьбы против "Аэрофлота", в которой участвуют сами сотрудники российской компании. Хотелось бы думать, "не ведают, что творят".

Впрочем, винить волка в том, что он ест овец, не стоит - "война за небо" идет сегодня полным ходом. Параллельно идет война, к примеру, и на других фронтах, к примеру, за газовые рынки: возможно, именно США с их сланцевым газом спровоцировали расследование Еврокомиссии против "Газпрома" - ничего личного, просто, нужно вытеснить конкурента.

Так что стоит ли удивляться действиям европейцев и американцев в авиаотрасли? Ведь законы рынка универсальны.

Впрочем, если говорить начистоту, честнее было бы со стороны наших партнеров-конкурентов не заниматься "демотивационными" проектами, а предлагать свои, более выгодные условия перелетов при таком же уровне сервиса и надежности. В сочетании с адекватной ценой и бонусной программой.

Термины советского времени периода "холодной войны" все чаще приходят на ум, когда наблюдаешь действия некоторых общественных деятелей и прессы в самой России. Хочется только спросить: "Ребята, вы за кого?" И напомнить, что время громокипящих девяностых, когда каждый был за себя, прошло. Наступило время выстраивания конструктивных общественных, культурных и гуманитарных отношений, без ложного коленопреклоненного положения перед "взрослыми дядями". Анахронизмом стало "бить себя пяткой в грудь", кивая на западные образцы dolce vita, при этом не замечая собственных достижений - а они есть!

Хоть и звучит это несколько наивно, но, если мы хотим жить комфортно, мир вокруг нас должен быть выстроен правильно и честно. И начинать нужно с себя.

Авиатранспорт