Речь идет о новом бюджетном правиле. При планировании госказны в этот раз ориентировались не на прогноз нефтяных цен на ближайшие три года, а на среднюю стоимость за несколько предыдущих лет. В 2013 году базовой будет считаться цена барреля за пятилетний период, в 2014-м - за шесть лет, в 2015-м - за семь лет. В перспективе этот показатель вырастет до 10 лет. На 2013 год цена установлена в 91 доллар за баррель, на 2014-й - 92 доллара, в 2015 году - 93 доллара. Если стоимость нефти превысит базовую цену, избыток доходов отправится в Резервный фонд. Возможен и обратный вариант. Все это и придает бюджету особую уверенность. Как сказал премьер-министр, сейчас бюджет сформирован с запасом прочности и устойчивости.
"Только с таким бюджетом, и это мое твердое убеждение, - подчеркнул Медведев, - можно пройти сложный период, сохранив тот жизненный уровень наших людей, который был достигнут за последние годы. Тем не менее этот бюджет остается социальным, его приоритет - выполнение социальных обязательств перед гражданами. И это абсолютная правда: мы ничего не сняли. Но нынешний бюджет - это не только социальные обязательства, он дает возможности и для роста, сообразно текущей ситуации, конечно. Поэтому обязательно продолжится и модернизация экономики, и ее диверсификация, ее изменение. Нам действительно нужно потихонечку уходить от нефтегазовой зависимости, и мы это будем делать".
Новый бюджет "РГ" обсудила с руководителем Экономической экспертной группы Евсеем Гурвичем.
Евсей Томович, в чем, на ваш взгляд, заключается особенность развития российской экономики в ближайшие три года и как это учитывается в проекте бюджета?
Евсей Гурвич: Во-первых, наша экономика вошла в новую фазу развития. Устойчивая тенденция опережающего (по сравнению с ВВП) роста бюджетных доходов, которая с перерывом на кризис наблюдалась в последние годы, меняется на противоположную.
До сих пор, за исключением кризисного 2009 года, доходы росли в процентах от ВВП как за счет повышения цен на нефть, так и увеличения собираемости налогов, что было обусловлено быстрым ростом экономики. Но в этом году доходы в процентах от ВВП останутся практически на уровне прошлого года, а со следующего года начнется их снижение.
Отчасти это связано с тем, что в 2013 году прогнозируется снижение цены на нефть, а в последующие два года она будет оставаться стабильной. Кроме того, не будет расти сам объем добычи нефти - значит, удельный вес этого сектора будет сокращаться. Замедляется и импорт, который до сих пор является надежным источником бюджетных доходов.
Вторая особенность состоит в том, что в проекте бюджета отчасти нашли отражение принятые раньше решения по масштабной госпрограмме вооружений, которые требуют серьезного увеличения расходов, а также принятые социальные обязательства по пенсионному обеспечению. В такой ситуации, когда снижаются доходы и появляются дополнительные расходные обязательства, простые решения состояли бы в том, чтобы увеличивать дефицит бюджета либо - повышать налоги.
Но ведь на это не пошли?
Евсей Гурвич: Стратегическое решение состоит в том, что ни повышения дефицита, ни увеличения налогов не будет ни на ближайшие три года, ни позже. Это было четко зафиксировано еще в предвыборных статьях президента и в бюджетном послании.
Более того, начиная со следующего года, мы возвращаемся к жесткой бюджетной дисциплине, восстанавливается действие бюджетных правил. Предусмотрено, что расходы бюджета должны основываться не на ожидаемой цене на нефть, а на ее среднем за много лет значении. Такой подход значительно снижает зависимость бюджета и всей экономики от колебаний конъюнктуры нефтяного рынка.
Вписаться в жесткие бюджетные правила и одновременно обеспечить выполнение принятых обязательств было непросто. Но правительству удалось решить эту труднейшую задачу. 2013-2014 годы будут переходными, но уже к 2015 году мы выходим на выполнение бюджетных правил в полной мере. Бюджет становится практически сбалансированным. Цена этого решения - достаточно жесткая экономия, на протяжении двух ближайших лет расходы будут оставаться в реальном выражении на одном и том же уровне и расти только на величину инфляции.
Так за счет чего тогда можно обеспечить выполнение обязательств, предполагающих рост расходов?
Евсей Гурвич: Общий подход должен состоять в том, что надо наращивать эффективность расходов. Резервы для этого есть. И многие из них уже назывались. Это госзакупки, из-за неэффективности которых, по оценке экспертов, мы теряем до триллиона рублей в год.
Сейчас в системе госзакупок планируются масштабные изменения. Сравнение с другими странами показывает, что у нас низкая эффективность использования средств при строительстве дорог, других госинвестиций. Правительство приняло программу повышения эффективности расходов, в которой заложены новые стимулы для бюджетополучателей. Любые расходы должны теперь увязываться с эффектом, который обеспечат такие траты.
Надо добиться, чтобы повышение зарплат в бюджетном секторе обеспечивалось повышением производительности труда. Кстати, сейчас по числу занятых в бюджетном секторе на тысячу населения мы превосходим и развитые страны, и государства, сопоставимые с нами по объему экономики. В то же время общая численность экономически активного населения уже со следующего года будет сокращаться - на 0,3-0,4 миллиона человек в год. И чтобы дефицит рабочей силы не стал фактором, сдерживающим развитие экономики, можно использовать такой резерв, как сокращение избыточной занятости в бюджетном секторе.
Повышение зарплат в бюджетном секторе, как это было обещано ранее, в проекте заложено?
Евсей Гурвич: На федеральном уровне планируется повышение зарплат преподавателям высшей школы. Что касается повышения оплаты труда в других секторах образования, а также здравоохранения, то это относится к региональным бюджетам. Перед ними поставлена сложная задача. И каждому региону придется составлять напряженные бюджеты, искать источники повышения эффективности и внутренние резервы за счет отказа от менее приоритетных трат. Но это задача не одного года. Ведь одновременно надо менять сами механизмы финансирования отраслей и конкретных организаций, создавать стимулы, чтобы высокие зарплаты соответствовали уровню квалификации специалистов, их работе.
Проект бюджета уже готов, а пенсионная реформа - в стадии обсуждения. Может, надо было немного задержать проект бюджета, но предусмотреть в нем планы по пенсионной реформе?
Евсей Гурвич: В идеале, действительно, было бы более логично сначала принять решение по пенсионной реформе, а потом по бюджету. Но я не думаю, что это так принципиально. Потому что пенсионная реформа должна быть рассчитана на десятилетия.
Сейчас обсуждается ее стратегия до 2030 года. И самые серьезные меры в пенсионной сфере способны заметно повлиять на величину расходов только в перспективе. А срочные расходы на пенсии прогнозируются достаточно хорошо и не будут существенно зависеть от решений, принятых в рамках пенсионной реформы: заметное повышение пенсий, в полтора раза, было произведено в 2010 году, а снижения расходов на пенсии не произойдет.
Справка "РГ"
Доходы бюджета в 2013 году ожидаются в размере 12,8 триллиона рублей, расходы - в размере 13,3 триллиона рублей. Объем ВВП в 2013 году прогнозируется на уровне 66,5 триллиона рублей.