28.09.2012 00:07
Культура

В Музее музыкальной культуры имени Глинки покажут скрипку Страдивари

В честь своего столетия в музейном объединении им. Глинки продолжают показывать редкости из хранилищ
Текст:  Екатерина Смирнова
Российская газета - Федеральный выпуск: №224 (5897)
Среди наиболее ценных экспонатов выставки "Музы. Музыка. Музей", которая открывается 3 октября и продлится до конца января 2013 года, - рукописный альбом княгини Натальи Голицыной с автографом Александра Пушкина, Оноре де Бальзака и др., афиша премьеры оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила" 1842 года, первый фонограф последней четверти XIX века, на который велись записи музыкального фольклора. И это, конечно, не все, в фондах Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. Глинки таится гораздо больше ценностей - более миллиона.
Читать на сайте RG.RU

Здание на улице Фадеева - третий "дом" музея. А начал он свою историю в 1912 году в небольшом консерваторском кабинете Николая Рубинштейна, виртуоза-пианиста, дирижера и основателя музыкального вуза. Сначала музей скорее был служебным отделом при консерватории, похожим на учебную библиотеку. В конце 1930-х направление деятельности музея резко меняется - растет коллекция музыкальных инструментов, нот, редких записей, проводятся исследования и выставки, и музей занимает свое, особое место в музыкальном и музейном мире. В 1943-м он получает автономию, а в 1954-м ему присвоено имя М. Глинки.

Сегодня на юбилейной выставке "Музы. Музыка. Музей" воссоздали фрагмент той первой экспозиции, посвященной не кому иному, как "отцу" консерватории. Здесь представлены его личные вещи, портреты братьев Рубинштейнов кисти Ивана Крамского и Василия Перова, автографы Гектора Берлиоза, Ференца Листа и других зарубежных композиторов, гастролировавших в России. А также действительно уникальный инструмент - энгармонический рояль или, как его называл изобретатель и владелец Владимир Одоевский, клавесин. Примечателен он тем, что у него увеличено количество черных клавиш до 19, а это, по мнению Одоевского, благоприятно способствовало аутентичному воспроизведению русских народных песен с их непростым строем.

Следующий раздел выставки посвящен как раз истокам русской национальной музыкальной школы - народной и духовной музыке. Редкие певческие книги XVI-XVII вв., иконы, предметы церковного убранства соседствуют с лубками, гуслями, гудками и первыми сборниками русских народных песен. Нужно сразу оговориться, что каждый раздел выставки, конечно, имеет аудиосопровождение.

Проследить дальнейшее становление профессиональной музыкальной культуры, получившей толчок после реформ Петра I, став уже светским искусством, можно в одном из центральных разделов выставки. Здесь собраны живописные и скульптурные портреты, фотографии, афиши, автографы представителей русской композиторской школы - от ее основоположника Михаила Глинки до знаменитой "московской троицы" ХХ века - Денисова, Шнитке и Губайдулиной.

Сокровища времен расцвета частных музыкальных салонов в домах русских аристократов - рукописные альбомы княгинь Голицыной, Вяземской и из архива композитора Алябьева заставят затаить дыхание любителей букинистики. А сценография, эскизы декораций и костюмов, выполненные Михаилом Врубелем, Иваном Билибиным, Александром Головиным, Константином Коровиным, Валерием Левенталем, Борисом Мессерером, расскажут об истории русского музыкального театра в последнем зале выставки.

Музеи и памятники