Заместитель председателя правительства и глава Военно-промышленной комиссии завернул к корабелам и строителям ЗАТО Большой Камень, что в 90 километрах от столицы Приморья, перед заседанием Морской коллегии, которую провел в тот же день на острове Русский.
К приезду большого начальника, как принято у нас, всегда спешно готовятся, желая показать свою работу с лучшей стороны. Однако корреспондент "РГ", самотеком побывавший в том же месте двумя днями раньше, ни аврала, ни суматохи не обнаружил. Скорее наоборот - гигантская, размером в несколько футбольных полей, строительная площадка с уже поднявшимся блоком корпусообрабатывающих производств, выглядела несколько пустынно. Лишь в нескольких местах, точечно, работала техника и по-одному, по-двое внутри цехов перемещались люди.
- Никакого столпотворения вы не увидите и на уже действующем производстве, - дал понять руководитель проекта "Судостроительный комплекс "Звезда" Сергей Меркулов, который совмещает в одном лице обязанности начальника большой стройки и представительские функции Дальневосточного центра судостроения и судоремонта - как главного заказчика. - Большинство технологических операций по раскрою металла, штамповке, сварке, перемещению, окраске отдельных деталей и фрагментов будущего корабля будут выполняться автоматически, под дистанционным контролем операторов.
А дальше, по словам Меркулова, из больших и малых заготовок, как в конструкторе Lego, на открытом стапеле будут собирать корабли, суда, различного назначения, буровые платформы и прочие оффшорные конструкции. За счет такого подхода, успешно применяемого на передовых верфях Германии и Южной Кореи, и хотят повысить производительность труда в отечественном судостроении (не на проценты, а в разы!), чтобы наши новые судозаводы стали конкурентоспособными в избранных секторах рынка.
Прибывшему в Большой Камень на вертолете Дмитрию Рогозину представили строящуюся верфь как крупнейший индустриальный объект на Дальнем Востоке России. Посетив центральное сооружение первой очереди - тот самый блок корпусообрабатывающих производств общей площадью 60 тысяч квадратных метров - он не без гордости заявил, что это "крупнейшее в регионе промышленное здание, которое приступит к выпуску продукции уже следующем году".
Вслед за тем, сообщили "РГ" в пресс-службе Объединенной судостроительной корпорации, Рогозин посетил действующую верфь завода "Звезда", где ведут ремонт и строительство судов, а также эллинг, где собирают два судна-бонопостановщика и небольшой танкер. Он также ознакомился с ходом работ по гособоронзаказу в интересах Тихоокеанского флота. После этого вице-премьер побывал на пирсе, где стоят в ремонте две атомные подлодки.
На действующем заводе и строящейся верфи вместе с Дмитрием Рогозиным побывали президент Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков и генеральный директор Дальневосточного центра судостроения и судоремонта ОСК Игорь Борбот. Там же с их участием, а также с участием руководителей минпромторга, минэкономразвития, минтранса, представителей ВМФ и судоходных компаний состоялось рабочее совещание.
Судостроительный комплекс "Звезда"
По мере ввода в строй судостроительный комплекс "Звезда" будет выпускать танкеры водоизмещением до 350 тысяч тонн, газовозы, суда ледового класса, специальные суда, элементы морских платформ и другие виды морской техники. Плановые сроки реализации проекта - 2012 - 2018 годы. Вводить комплекс будут очередями: I - блок корпусообрабатывающих производств и окрасочные камеры; II - открытый достроечный стапель с цехами, тяжелый стапель; III - сухой док с преддоковыми площадками и причалами; IV - строительство специализированной верфи в бухте Пяти Охотников для изготовления офшорных конструкций.
Сейчас реализуется первая очередь проекта. После ввода в строй блока корпусообрабатывающих производств и окрасочных камер судостроительный комплекс "Звезда" сможет изготавливать судовые конструкции весом до 300 тонн и суда спускового веса до 13 тысяч тонн.
В новом корпусообрабатывающем цехе будет размещена технологическая линия полного цикла с использованием современного высокопроизводительного оборудования. Эта цепочка спроектирована и организована таким образом, что в одном помещении можно будет производить из листов металла разные фрагменты корпуса - и плоские объемные и криволинейные.
Главное преимущество такого пошагового строительства в том, что уже после ввода первой очереди заработает производство. А расширяться оно будет параллельно со строительством судов.