О ходе реализации этого проекта на днях президенту РФ Владимиру Путину доложил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. "Мы сейчас активно занимаемся формированием пакета заказов. В первую очередь, конечно же, это будет министерство обороны - после подтверждения тактико-технических характеристик, заданных министерством. Я думаю, что появятся и другие заказчики - как российские ведомства, транспортные компании, так и зарубежные заказчики, которые потенциально заинтересованы в покупке этого самолета", - отметил министр.
Мантуров также уточнил, что проект по производству обновленного Ил-76 скажется на развитии других отраслей промышленности. По его словам, только в рамках госпрограммы вооружения планируется закупка не менее 500 двигателей (самолет оснащен новыми пермскими двигателями ПС-90А-76 тягой 14,5 тонны каждый).
Пока твердых контрактов на машину нет - потенциальные заказчики ждут, когда она поднимется в воздух. Сроки реализации проекта по сборке "изделия 476" (так на ульяновском авиазаводе "Авиастар-СП" называли обновленный самолет, пока он стоял на стапелях) по ряду причин сдвинулись. А потому перенеслось и подписание договоров. Ранее сообщалось, что президент РФ поставил задачу подписать предварительный контракт с минобороны на 41 Ил-76МД-90А не позднее сентября нынешнего года.
В настоящий момент со стапелей "Авиастара" сошли два модернизированных Ил-76МД. Ресурсный образец находится на испытаниях в Центральном аэрогидродинамическом институте в Жуковском. Летный образец готовится подняться в воздух с ЛИСа в аэропорту "Ульяновск - Восточный".
- Ил-76МД-90А - это глубокая модификация Ил-76, по сути, совершенно новая машина. Его внешний облик похож на самолет, который несколько десятилетий собирали в Ташкенте, но по "начинке", системам и оборудованию - абсолютно иной, - рассказал корреспонденту "РГ" главный конструктор ОАО "Ил" Андрей Юрасов. - На наш взгляд, воздушное судно будет востребовано на долгие годы: оно соответствует не только действующим нормам ИКАО, Евроконтроля, но и перспективным требованиям.
Ил-76МД-90А имеет новую конструкцию крыла, рассчитанную на большую максимальную взлетную массу (210 тонн против 190), увеличенную на 18 процентов дальность полета, повышенную на 15 процентов топливную эффективность, улучшенную тяговооруженность и взлетно-посадочные характеристики. Самолет оснащен перспективным пилотажно-навигационным комплексом "Купол-3". Новый цифровой автопилот обеспечивает посадку по второй категории ИКАО, когда самолет доводится до высоты 30 метров над взлетно-посадочной полосой в автоматическом режиме, а затем сажается уже в ручном.
Разработчики считают, что модицифицированный Ил-76МД может составить серьезную конкуренцию западным воздушным "грузовикам": аналогов в классе рамповых самолетов, ему нет. Кроме того, он способен эксплуатироваться в любых климатических условиях практически без ограничений, от Антарктиды до Африки.
- Машина очень неприхотлива. Она обслуживается автономно, силами летного экипажа. Для самолета не нужна никакая инфраструктура, он не нуждается в постоянном серьезном обслуживании. Это особенно важно для эксплуатации труднодоступных, оторванных от цивилизации, районах. Кроме того, самолет имеет резервируемые системы: существует перечень минимального состава оборудования, которое позволяет летать с каким-либо отказом, не влияющим на поддержание летной годности, - говорит Юрасов.
Ранее генеральный директор авиазавода Сергей Дементьев уточнял, что пакет заказов на самолет может составить до 190 машин. 90 из них планирует приобрести минобороны, остальное - гражданские авиакомпании: "Волга-Днепр", "Полет". Кроме того, намерения высказывали индийские, китайские, израильские заказчики.
Если проект "пойдет", к 2016 году "Авиастар" планирует выйти на производство 16 обновленных самолетов в год.