Наказание для нарушающих новые правила закупок пока не предусмотрено. Документ на эту тему сейчас находится на межведомственном согласовании, сообщил "РГ" начальник управления ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы Вадим Соловьев.
Он упомянул также, что у ФАС и Минэкономразвития есть определенные разногласия по поводу ответственности госзаказчиков.
"Не сомневаюсь, что в конечном итоге санкции появятся. Но не думаю, что будет правильным сразу начать их применять, - отметил Соловьев. - Мы не жаждем крови. Надо дать госкомпаниям время перестроиться на работу в новых условиях, а уж потом спрашивать с тех, кто не выполняет требования закона".
Новые правила закупок, кстати, должны были вступить в силу еще 1 июля. Но правительству пришлось перенести сроки. Госкомпании не могли начать работать с сайтом госзакупок, поскольку им нужно было получить сертификаты электронно-цифровых подписей (ЭЦП).
Выдавать эти "ключи" имеют право только аккредитованные Минкомсвязи удостоверяющие центры. Их на тот момент не было. Поэтому Минэкономразвития пришлось выступить с предложением об отсрочке до 1 октября.
Сейчас вопрос с "ключами" так остро не стоит. Как подтвердили "РГ" участники рынка, электронно-цифровые подписи большинство госкомпаний уже получили. Но остается другая проблема. Свои закупки госкомпании проводят на электронных торговых площадках. Там должна размещаться та же самая информация, которую заказчик публикует на официальном общероссийском портале.
"Предполагалось, что электронные торговые площадки и сайт будут объединены, чтобы заказчику не приходилось дважды выгружать одну и ту же информацию на разные ресурсы, - поясняет председатель совета директоров торговой площадки B2B-Center Александр Бойко. - Но этого пока нет, что создает дополнительные трудности в процессе размещения заказа".
Гендиректор электронной торговой площадки "Фабрикант.ру" Сергей Габестро согласен, что неудобства, связанные с недостаточной интеграцией электронных площадок и сайта госзакупок будут. Но полагает, что этот вопрос все-таки удастся решить.
"Главное, что сейчас удалось уладить другую, не менее серьезную проблему, - замечает Габестро. - Дело в том, что практически все крупные госкорпорации, в числе которых Росатом, Объединенная судостроительная корпорация, Роснано, делают закупки через специально созданные для этого организации, многие из которых являются "дочерними" структурами госкорпораций. Было не понятно, допустят ли такие структуры к участию в госзакупках. Но в итоге Минэкономразвития и федеральное казначейство решили, что им можно разрешить работать".
Ежегодно госсектор тратит на закупки около 13 триллионов рублей. Из них 7 триллионов рублей - расходы госкомпаний. До недавнего времени, что и как они покупают, было тайной за семью печатями. Но 223-й закон, по мнению минэкономразвития, должен это исправить. По нему госкомпании обязаны разрабатывать свои положения о закупках, а главное, публиковать извещения о проведении торгов и планы закупок.