Объемы внутреннего туризма в России в последние годы постоянно растут, сейчас, по данным международных экспертов, он дает почти шесть процентов валового национального продукта, это больше, чем объемы автомобильного или химического производства. Саратовская область на этом фоне пока в числе аутсайдеров. Правда, по данным госстатистики, число внутренних туристов в регионе превышает 400 тысяч человек, но сюда отнесены и школьники, и студенты, и пассажиры проплывающих по Волге мимо Саратова теплоходов.
Достопримечательности недоступны
Серьезно сдерживает развитие туризма отсутствие необходимой инфраструктуры. Организованная в преддверии выставки министерством молодежной политики, спорта и туризма поездка журналистов к одной из местных достопримечательностей - утесу Степана Разина - едва не сорвалась. Водитель экскурсионного автобуса наотрез отказался ехать в село Белогорское, сославшись на отсутствие асфальтированной дороги. Спас ситуацию сотрудник министерства Алексей Голованов, который нас сопровождал. Ему удалось договориться о найме уазика, который должен был доехать до утеса. Трясясь 12 километров по ухабам и глотая меловую пыль, мы поняли, что водитель автобуса, в сущности, был прав: для автобусных экскурсий эти легендарные места не подходят.
Ощущение ненапрасности поездки появилось, как только приволжские горы разбежались в стороны и открылась красивая панорама старинного полузаброшенного села Белогорское. В начале прошлого столетия здесь жило две с половиной тысячи человек, была церковь. Сейчас в селе остались одни старики, автолавка два раза в неделю привозит хлеб, школа закрылась...
По дороге от села вдоль берега Волги едем к утесу Степана Разина. Окрестные названия напоминают о разбойничьей вольнице: Крестовый мар, Дурман-гора, Ванька-Каин, гора Беркутова могила, ущелье Тюрьма. Вдруг в противоположной стороне от нашего пути неожиданное зрелище: над деревьями на волжском берегу стоит самолет на постаменте. Белогорское - родина дважды героя СССР, маршала авиации Николая Скоморохова. На постаменте - настоящий самолет МиГ-15, на котором летчик летал после войны.
По оврагу, в котором возвышается высокая полуразрушенная башня, сложенная в начале прошлого века для обжига извести, спускаемся к подножью утеса. За его изгиб планирует громадная птица - белохвостый орлан. Скалистый берег сползает в Волгу. У отвесного обрыва - нагромождение белоснежных глыб и обломков, среди которых мы отыскали окаменевшие раковины - "чертовы пальцы". Наш проводник - доцент географического факультета Саратовского государственного университета Александр Башкатов показывает на склоне черные ниши - вскрывшиеся из-за осыпи могилы. В древности на утесе, который с двух сторон отсекают глубокие овраги, а с третей стороны - рвы и валы, была стоянка людей бронзового века, а позже здесь обосновались волжские разбойники.
Возвращаемся, переполненные впечатлениями, а мы ведь не успели осмотреть и половины местных достопримечательностей: не поднялись на сам утес, не увидели вырытых старообрядцами пещер в его окрестностях, не побывали в соседнем Даниловском овраге, где находится одна из крупнейших в Поволжье колоний хищных птиц.
- Сейчас туристы вынуждены добираться сюда на свой страх и риск, многие проблемы решило бы открытие маленького экскурсионного бюро. Тем более и помещение для этого есть: здание школы с прекрасным музем, которое сохранил в хорошем состоянии ее бывший директор, - говорит Башкатов.
Только для школьников
Примечательно, что чуть ниже по течению Волги, в соседней Волгоградской области, еще в прошлом десятилетии организован Щербиновский природный парк. А всего волгоградцы создали в своем регионе восемь таких природных парков, заложив таким образом базу для развития местного туризма на десятилетия вперед.
А вот саратовцы свой шанс упустили. Областные власти сосредоточились на возведении помпезного музея военной техники и национальной деревни на Соколовой горе в Саратове.
В настоящее время лишь несколько саратовских турфирм занимаются внутренним туризмом. При всем богатстве потенциальных возможностей местный туризм преимущественно носит характер школьных экскурсий. С достаточно ограниченным выбором: место приземления Юрия Гагарина, Музей дальней авиации в Энгельсе, страусиная ферма в этом же районе, музей Боевой славы на Соколовой горе, лимонарий. Ко всем этим достопримечательностям можно без проблем добраться. Стоимость экскурсии для одного человека - от 350 до 500 рублей.
- Школьный туризм носит сезонный характер - осень-весна, кроме того, в последнее время в регионе ужесточились требования к проведению детских автобусных экскурсий, многие учителя, которые раньше работали с нами, теперь отказываются - слишком много времени уходит на получение согласований, - говорит заместитель директора одного из турагентств Татьяна Красикова.
Никаких льгот
Сходная ситуация и с народными промыслами. Саратовские производства керамики продают свою продукцию… на Камчатку и в Амурскую область, в то время как в самом регионе мало кто знает об их существовании. В это же время Саратов забит сувенирной продукцией с местной символикой, которая изготавливается в Китае. Вместо глины и других натуральных материалов, это чаще всего поделки из пластмассы.
- Наши изделия продаются всего в одном магазине в центре Саратова, - рассказывает хозяйка одного предприятия Татьяна Полонская, - Был прилавок в одном из торговых центров, но там нас "задушила" арендная плата.
Никаких льгот для народных ремесленников в регионе не предусмотрено - ни по производству, ни по продаже продукции . По словам предпринимательницы, едва ли не самая большая проблема - отсутствие хороших мастеров, падение профессионального уровня. Учиться молодежи из-за развала системы профессионального образования тоже негде. Сейчас трое работников этого предприятия получают образование в Гжельском художественно-промышленном институте. В мечтах у Полонской получить грант на открытие учебного заведения, где бы готовили мастеров народных промыслов.
Один из немногих промыслов, до которого туристы имеют реальный шанс добраться - небольшое гончарное предприятие в селе Золотое. Мануфактура, располагающаяся на бывшей базе райпотребкооперации, - тоже один из постоянных пунктов школьных экскурсий. Туристы, следуя нехитрым указаниям, могут собственноручно вылепить глиняную мышку или крокодила, а затем приобрести в магазине кошку-копилку или цветочный горшок, сделанный уже мастерами. Но большая часть продукции тоже продается за пределы области.
Старое хорошо забыто
Новые схемы привлечения туристов в регионе пока не заработали, а те, что были созданы еще в советское время, практически прекратили существование.
Представители туристического бизнеса сетуют на то, что Саратов лишился речного порта: здание выкуплено (там теперь магазины и кафе), при этом не предусмотрено было даже сохранение зала ожидания. А руководители саратовских музеев жалуются, что с пароходов, пристающих к городу, к ним перестали приводить туристов.
- Обсуждается открытие новых туристических маршрутов, но ведь у нас уже есть готовые туристические объекты, так в прежние времена на территории музея-усадьбы Николая Чернышевского одновременно проводились экскурсии для 15-20 групп, - рассказывает директор музея Галина Муренина.
Как объясняют специалисты, ранее посещение городских музеев включалось в стоимость туров по Волге, теперь иногородние фирмы от этого отказались, а собственных теплоходов в большом волжском городе нет. Да что там теплоходы, за последние годы в Саратове, по словам представителя первого в мире музея Юрия Гагарина Нины Буйкевич, не было издано даже… обыкновенного туристического путеводителя.
Наиля Бриленок, министр молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области:
- Развитие внутреннего туризма для нас является приоритетом. Одной из важных задач министерство считает информирование жителей области о туристических возможностях, которые имеются в регионе. Успешно проводятся пресс-туры для СМИ и представителей турбизнеса. Много информации можно почерпнуть на нашем портале, посвященном туризму. Что касается ситуации с непосещением саратовских музеев экскурсиями, которые прибывают в наш город на теплоходах, мы попробуем ее урегулировать. Самая большая проблема - создание в регионе необходимой инфраструктуры для развития туризма, решить ее можно, объединив усилия власти, предпринимателей и общественности.