Но свыше 85% этих средств предоставляются в качестве кредитных инвестиций, то есть на возвратной основе.
Согласно документу 126,5 млн рублей, предусмотренных в 2012 году на создание автодорожной сети в районе рыбозаводов на Итурупе и Кунашире, направляются на реконструкцию автодороги Курильск-Рейдово на острове Итуруп, что в Центральнокурильском районе. Причем с последующим возвратом этих денег в 2014 году. А 4 млн направлены на НИОКР по созданию новых рыбохозяйственных объектов на архипелаге. Сама федеральная целевая программа предусматривает, в частности, доисследование сырьевой базы региона, включая оценку местного энергосырья. Это связано с возможным наличием на островах запасов бурого угля, а на шельфе - крупных запасов нефти, предварительно разведанных еще в 1950-1970 годах прошлого века. Кроме того, предусмотрено развитие по всему архипелагу автодорог и освоение колоссальных запасов геотермальной энергии. Она может полностью заменить привозные, причем дорожающие уголь и нефтепродукты.
В программе отмечено, что на Итурупе запасы пароводяной смеси достаточны для электроснабжения г. Курильска. Создание энергокомплекса на геотермальной скважине в 21 км от города Курильска позволит сэкономить в год около 4 тыс. тонн дизтоплива, а себестоимость электроэнергии снизится втрое. А с созданием в Южно-Курильске геоТЭС в 3,6 МВт годовая экономия угля составит 7-10 тыс. тонн, дизтоплива - более 4 тыс. тонн.
Как пояснил "РБГ" в ходе недавнего форума Меркурий-клуба по развитию Дальнего Востока академик Евгений Примаков, "одними "мегапроектами" транспортно-экономические проблемы отдаленных территорий не решить. Параллельно требуются проекты транспортного и в целом экономического развития тех же районов".