Об итогах Паралимпиады, о проблемах паралимпийского движения в стране, о спорте и о многом другом в интервью с президентом Паралимпийского комитета России, Уполномоченным по правам человека в РФ, профессором Владимиром Лукиным.
Владимир Петрович, как проходила подготовка к Паралимпиаде и как оцениваете ее итоги?
Владимир Лукин: После того, как наши спортсмены успешно выступили на зимних Паралимпиадах в Турине и Ванкувере, мы стали ощущать гораздо большую поддержку со стороны государства и негосударственных структур. Паралимпиада стала, если можно так выразиться, положительным брендом. Нам были предоставлены все возможности для плодотворной подготовки на олимпийских базах под Москвой ("Озеро Круглое"), в Подольске, Сочи, Тульской области, где сейчас строится специальная база для паралимпийцев. Кстати, планируется сооружение еще нескольких таких баз и центров подготовки, где спортсмены могут без лишней суеты и, располагая всеми удобствами, готовиться к национальным и международным соревнованиям. Членам сборной команды и кандидатам в сборную были увеличены стипендии и установлены повышенные премиальные за медали Паралимпиады. Были стимулированы также тренеры, врачи, все те, кто принимал участие в подготовке команды. Сейчас паралимпийская сборная уже ничем не уступает олимпийской - ни по экипировке, ни по премиальным. Больше внимания нам стали уделять СМИ, что тоже немаловажно. Все это позволило хорошо подготовиться к лондонским стартам и добиться результата, который, несомненно, надо оценивать как большой успех. Кроме того, что наши спортсмены завоевали более 100 медалей, они установили в плавании и легкой атлетике 14 мировых рекордов. Президент РФ Владимир Владимирович Путин отметил, что наши спортсмены продемонстрировали в Лондоне высочайший класс. "Это, действительно, большой успех, просто триумф", - сказал президент. Эта высокая оценка была подкреплена и высокими государственными наградами. Пять паралимпийцев удостоены Орденов Почета, а еще 37 награждены Орденами Дружбы.
Однако успехи - успехами, а проблемы еще существуют.
Владимир Лукин: Да, их предостаточно. Во-первых, слишком узка география паралимпийского движения. По существу, оно развивается лишь в шести регионах страны - Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Башкирии, Нижнем Новгороде и Краснодаре. А для того, чтобы закрепить достигнутые успехи и двигаться дальше, надо использовать 40-50 регионов. Кроме того, необходимо создавать специальные школы или открывать отделения в спортшколах и интернатах для спортсменов-инвалидов, готовить тренеров, соответствующий медперсонал. Нужны специальные надбавки, бонусы для тренеров, стимулирующие их работу.
У нас не развиты многие паралимпийские виды спорта. В Лондоне наши спортсмены участвовали в соревнованиях только по 11 видам программы из 20. Если у нас хорошо обстоят дела с плаванием, легкой атлетикой, стрельбой из лука, то заметно отставание в велосипедном спорте, баскетболе, регби, некоторых других дисциплинах. Из командных видов спорта мы преуспели лишь в футболе. Трудно нам приходится в так называемых "богатых" видах спорта - конном, парусном, требующих больших материальных затрат, дорогостоящего оборудования. Вообще, оснащенность необходимым инвентарем (колясками, различными приспособлениями для инвалидов, спортивными снарядами) - это серьезная проблема. Для ее решения нам требуется помощь.
В чем мы уступаем китайцам?
Владимир Лукин: В Китае взялись за спорт, в частности, паралимпийский, на государственном уровне. Подготовка будущих чемпионов носит, я бы сказал, тотальный характер, поставлена на поток. Китайцы переняли опыт СССР и ГДР, которые в свое время достигли впечатляющих успехов. Теперь к этому же стремятся и китайцы, штурм спортивных высот стал у них своего рода национальной идеей, средством самоутверждения.
А что дает спорт инвалидам, какую роль он играет в их очень нелегкой жизни? Ведь нужны постоянные изматывающие тренировки, которые и далеко не все здоровые люди выдерживают?
Владимир Лукин: Он дает им главное - смысл жизни. Они начинают ощущать свою востребованность, становятся по-настоящему активными членами общества. Более того, лучшими из них - чемпионами и призерами Паралимпиад - гордятся, о них пишут, им рукоплещут. Они получают государственные награды, крупные премии. Как видите, мотивация очевидна - и моральная, и материальная. Процитирую слова Владимира Путина, сказанные во время церемонии награждения паралимпийцев: "Своими яркими выступлениями вы, по сути, окрыляете и вселяете уверенность в тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, ломая привычные стереотипы и комплексы, и, в целом, меняете общественное отношение к возможностям человека, расширяете горизонты надежд". И это действительно так. Много лет назад выдающийся советский штангист, олимпийский чемпион Юрий Власов, получивший тяжелую травму и сумевший оправиться от нее, написал книгу под названием "Себя преодолеть". Эти слова, наверняка, взяли своим девизом многие наши паралимпийцы, которые, несмотря на свои тяжелые недуги, преодолевая их, ведут борьбу за спортивную победу над соперниками и над самим собой.
Кого бы вы хотели выделить из тех, кто особенно отличился в Лондоне?
Владимир Лукин: Отмечу пловчих - Оксану Савченко, выигравшую пять золотых медалей, и Олесю Владыкину, а также легкоатлета Алексея Ашапатова, победившего, как и четыре года назад в Пекине, в соревнованиях по метанию диска и толканию ядра. Я был настолько восхищен его победами, что сказал ему: "Когда я стою рядом с вами, Алексей, то чувствую свои ограниченные возможности". Причем сказано это было совсем не ради красного словца - я был совершенно искренен.
Паралимпийцы - действительно люди с большой буквы, ими надо гордиться. Они доказывают это и после ухода из спорта. Например, паралимпийские чемпионы прошлых лет москвич Михаил Терентьев и Римма Баталова из Башкирии стали депутатами Госдумы. Римма, как и еще один паралимпийский чемпион Андрей Строков, сейчас является вице-президентом Паралимпийского комитета России, а Михаил, кстати, окончивший дипломатическую академию, - генеральный секретарь этого комитета.
Владимир Петрович, какие виды спорта Вы любите больше всего?
Владимир Лукин: Футбол, хоккей и … преферанс. Не удивляйтесь, карты тоже могут быть спортом. Недаром уже много лет проводятся чемпионаты мира по бриджу, популярной карточной игре, требующей цепкой памяти и точного расчета. Что касается футбола и хоккея, то я люблю их с самого детства, и в послевоенные годы, еще мальчишкой регулярно ходил на футбол и хоккей. Мой старший двоюродный брат был связан с миром спорта, дружил со знаменитым Всеволодом Бобровым и меня с ним познакомил. Однажды я спросил у Боброва, почему его называют лентяем, ведь иногда просто стоял на поле, в то время, как остальные бегали. Зато потом неожиданно взрывался, и тогда его было не удержать. Так вот на мой вопрос Бобров ответил так: "Понимаешь, Володя, в штрафной площадке в решающий момент коленки должны быть свежими". Недаром Боброва называли "гением прорыва". Когда он рвался к воротам - футбольным или хоккейным - преград для него не существовало.
Мне посчастливилось видеть на футбольном поле многих замечательных мастеров. А однажды во время приезда в Москву великой венгерской команды - безусловно, сильнейшей в мире в первой половине 50-х годов, - я вместе с братом побывал не только на матче СССР-Венгрия, но и в раздевалке гостей. Я увидел легендарного Ференца Пушкаша, других "звезд" той чудо-команды - Грошича, Кочиша, Хидегкутти… Трудно передать тот восторг, который я испытал, видя перед собой этих волшебников футбола. Эти мгновения остались в памяти на всю жизнь, как и сам матч, в котором сборная СССР на равных играла с венграми и закончила встречу вничью - 1:1. Да, советская сборная была тогда одной из лучших в Европе, показывала красивый, комбинационный футбол, демонстрировала незаурядные волевые качества. Яшин, Нетто, Стрельцов, Симонян… Какие имена! Я был свидетелем того, как в 1955 году, встречаясь в Москве с тогдашними чемпионами мира - сборной ФРГ - наши футболисты, проигрывая за 20 минут до конца 1:2, смогла в течение 4 минут забить два мяча и вырвать победу. И тренер гостей - знаменитый Зепп Гербергер - сказал: "Россия может поздравить себя с такой мощной командой".
В молодые годы я регулярно ходил на матчи всесоюзного чемпионата и международные игры. Сейчас болею в основном по телевизору. Стараюсь не пропускать интересных трансляций, особенно европейских клубных турниров. Был огорчен, конечно, неудачей российской сборной на недавнем чемпионате Европы. Надеюсь, что итальянец Фабио Капелло сумеет перестроить игру команды, заставит футболистов действовать на поле с полной отдачей. Тогда все мы сможем рассчитывать на успех сборной в отборочных матчах чемпионата мира.
А за какую российскую команду болеете?
Владимир Лукин: Я ведь привязался к футболу в послевоенные годы, когда велика была популярность ЦДКА - "команды лейтенантов", как ее называли, которой руководил наш выдающийся тренер Борис Андреевич Аркадьев и за которую играли всеобщие кумиры той далекой поры Григорий Федотов и Всеволод Бобров. И вот уже 60 с лишним лет я болею за армейский клуб, который зовется ЦСКА, но, к сожалению, сейчас мало напоминает ту великую команду конца 40-х - начала 50-х годов, которая не имела равных в стране.
Владимир Петрович, вы не только многолетний руководитель нашего паралимпийского спорта, но и дипломат, политолог, правозащитник. В 90-х годах вы были послом РФ в США, потом долгие годы - депутатом Государственной Думы, возглавляли ее Комитет по международным делам и вот уже восемь лет, как занимаете очень ответственный пост омбудсмена - Уполномоченного по правам человека в РФ. С какими проблемами вам приходится сталкиваться на этой нелегкой и столь важной для людей работе?
Владимир Лукин: Проблем много, и это понятно. Ведь Россия находится только в начале своего демократического пути, она - страна развивающейся демократии. Если обратиться к истории, то мы увидим, что демократии создаются не один век. Например, британские демократические традиции начались с Великой Хартии вольностей, так называемой Карты Магна, подписанной английским королем Иоанном Безземельным в 1215 году. А временем окончательного установления британской демократии можно считать двадцатые годы прошлого века, когда женщинам было, наконец, предоставлено право участвовать в выборах. Как видите, была пройдена огромная дистанция в семь веков. А требовать установления демократии за 5 или 10 лет просто наивно.
Когда я работал в Госдуме, один японский корреспондент совершенно серьезно спросил у меня: "Какого числа началось в России новое политическое мышление?". Ничего кроме улыбки этот вопрос вызвать, конечно, не мог. Столь же наивно будет звучать и вопрос о том, какого числа наступит в России демократия. Главное состоит в том, что страна движется по демократическому пути и вектор развития выбран правильно, несмотря на часто раздающуюся с различных сторон нашего политического спектра критику. Я верю в демократию в России, но понимаю, как нелегок и тернист путь к ней в нашей сложной, трудноуправляемой стране со многими факторами, дестабилизирующими нормальное течение жизни. Тем не менее, прогресс очевиден, хотя до желаемого результата еще очень и очень далеко.
К вам приходит ежедневно огромное количество жалоб россиян на различные нарушения их прав, разного рода несправедливости. Какие нарушения упоминаются чаще всего?
Владимир Лукин: Больше всего жалоб касаются судопроизводства. Люди считают наши суды несправедливыми, а во многих случаях и коррумпированными. Много жалоб и на самоуправство правоохранительных органов, на безобразное содержание подозреваемых в каких-либо преступлениях и заключенных, на использование по отношению к ним пыток. Ну, и, разумеется, россиян беспокоит нерешенность многих социальных проблем - и жилищных, и тех, что касаются медицинского обслуживания, образования, заработной платы, пенсий. Их тревогу, обеспокоенность понять можно. Я и мои коллеги стараемся в меру наших возможностей и полномочий помогать им решать проблемы. Удается это, к сожалению, далеко не всегда. Но когда хлопоты наши приводят к положительному результату, и мы видим благодарность в глазах наших просителей, испытываем чувство большой удовлетворенности.
Вам приходится очень часто ездить по всей стране в связи с поступающими жалобами. Не трудно ли это, ведь в нынешнем году вы отметили свой 75-летний юбилей?
Владимир Лукин: Трудно, конечно. Но это - моя работа, и пока есть силы, я буду делать ее. А необходимые физические кондиции стараюсь поддерживать с помощью спорта - хотя бы элементарной гимнастики. И не забываю о том, что победа, в том числе над самим собой, - это воля, и очень часто, говоря словами Юрия Власова, нужно просто вновь и вновь себя преодолеть.