02.10.2012 00:43
Экономика

Эксперт: Протекционистская политика задержит развитие российских предприятий

Текст:  Ирина Фурсова
Российская Бизнес-газета - : №37 (866)
Новый статус члена ВТО дает России больше возможностей для привлечения инвестиций и доступа на мировые рынки, считает председатель совета директоров Ассоциации Центров международной торговли (АЦМТ) Гази Абу Нал. Необходимость активных капвложений в отечественную экономику и стала основным вопросом повестки дня форума "Россия в ВТО. Старт дан", состоявшегося в Москве и Санкт-Петербурге в рамках 43-й Генеральной ассамблеи АЦМТ.
Читать на сайте RG.RU

"В условиях глобальной неопределенности ВТО предлагает странам-участницам универсальный механизм поддержки мировой торговли и отказа от односторонних мер защиты своего экспорта, которые в конце концов идут только во вред", - сказал генеральный директор Всемирной торговой организации Паскаль Лами в телеобращении к участникам форума. -Путь России в ВТО был долгим и трудным, но главные испытания еще впереди. Выполнение РФ всех обязательств должно привести к созданию упрощенного, предсказуемого и прозрачного торгового режима. И сейчас только от самой России зависит, сумеет ли она воспользоваться возможностями, которые открывает перед ней членство в ВТО".

Однако, для того чтобы пользоваться возможностями, необходимо ясно понимать, что это за "зверь" такой - ВТО. В понятийном аппарате большинства наших компаний эта организация воспринимается как враждебная российскому бизнесу. И не случайно еще на этапе переговоров российский бизнес, не замочив ног, уже заорал "Тону!" и потребовал себе преференций. И конечно, он их получит. Правилами ВТО запрещены лишь прямые субсидии участникам внешней торговли. А уж раздавать налево-направо "кривые" субсидии нам, слава богу, никто запретить не сможет...

Будучи, вероятно, прекрасно осведомленным об исконно российской традиции решать проблему трутней за счет пчелок, заместитель исполнительного директора "International Trade Centre" Жан-Мари Погам заметил: "В России как минимум 10% МСБ сразу потребуют поддержки. Но ведь у вас много экспортно-ориентированных предприятий, которые смогут покрыть этот разрыв".

Ох, вряд ли обрадуются такой возможности предприятия, готовящиеся к вступлению в ВТО не один год и вкладывающие львиную долю прибыли в переоснащение производств. Так, заводы трубной отрасли за несколько последних лет пустили на модернизацию 13 млрд долларов и сейчас вышли на объем 17 млн тонн продукции в год - причем великолепного качества. Точно так же поступили предприятия по производству тягового подвижного состава.

"Те, кто использовал время переговоров не для паники и стенаний, а для переоснащения производств, в ВТО въедут на коне", - считает Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров Трубной металлургической компании. С другой стороны, он признает, что предприятия МСБ слабо информированы о целях и задачах ВТО, и этому сектору действительно потребуется поддержка. Особенно по защите конкуренции. Сейчас, по оценкам экспертов, в отношении российского экспорта в мире действует от 40 до 70 запрещений или ограничений, и им необходимо противостоять, используя в том числе судебные процедуры ВТО.

О том, какими именно могут быть меры помощи МСБ, рассказал председатель правления Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков. Это субсидирование инновационных процессов, создание инфраструктуры, направленной на поддержку экспорта, расширение доступа МСП к финансовым институтам кредитования и т.д. Особенно это касается регионов, поскольку отдельные региональные программы модернизации изначально нацелены на вчерашний, а не на завтрашний день, а как минимум в половине субъектов Федерации нет вообще никакой инфраструктуры для поддержки экспорта.

"Однако если протекционистскую политику проводить слишком долго, - считает президент Американской торговой палаты в РФ Эндрю Соммерс, - это задержит развитие российских предприятий, потому что конкуренция в этих отраслях будет задушена, а цены останутся высокими".

Что касается привлечения иностранных инвестиций, то, как выразился Эндрю Соммерс, "Россия - страна больших возможностей. Однако ее рынок - один из самых дорогих в мире. Есть множество стран, куда вкладывать средства гораздо выгоднее - Бразилия, Китай, там издержки инвестора гораздо ниже. Поэтому Россия должна прежде всего модернизировать свою инфраструктуру, чтобы перевозить товары быстрее и дешевле".

К слову, о Китае. За 11 лет присутствия во Всемирной торговой организации наш сосед вышел на 1-е место по объему прямых иностранных инвестиций; в 3,5 раза нарастил внутренний валовый продукт; по разным оценкам (таможенная статистика - вещь лукавая), от 4 до 7 раз увеличил объем экспорта продукции. Преимущество Китая в том числе оказалось и в том, что вступление в ВТО там восприняли не только как экономическое, а скорее, как политическое событие, действительно старт в мировую экономику. "За прошедшее время мы сформировали принципиально новую экономическую и правовую систему в стране, - сообщил советник - посланник посольства КНР в России Лин Цзи. - Для этого пришлось внести корректировку в 2,3 тыс. нормативных актов, "подогнав" их под стандарты ВТО".

Так же как и в России, наиболее чувствительными к ВТО отраслями в Китае оказались сельское хозяйство и автопром. Но должное внимание им было оказано на государственном уровне. И вот в 2007 году в Китае выпустили и продали свыше 8,7 млн автомобилей, а в 2008-м эта цифра приблизилась к 10 млн единиц - доселе такими объемами могли похвастать лишь США, ЕС и Япония. В 2010-м КНР выпустила и продала 18 млн авто, выйдя на первое место в мире. Поставки осуществляются аж в 177 стран, то есть практически всюду, кроме упомянутого выше трио и примкнувшей к ним Австралии. Может, и наш российский автопром ждут такие же радужные перспективы? По крайней мере, один человек на земле - Лин Цзи - в это верит!

Итак, старт России в ВТО дан, но он, похоже, откровенно затянулся. Мы уже там обеими ногами, а эксперты всё спорят - хорошо это или плохо. Хотя уже пора перейти от разговоров к делу. Тем более, как заметил академик Евгений Примаков, стартовые условия у нашей страны в итоге оказались гораздо удачнее, чем у многих наших коллег по ВТО.

ВЭД ВТО