02.10.2012 00:19
Экономика

Николай Клищ: Бывшие госслужащие востребованы в коммерческом секторе

Результативность деятельности госслужащих будет повышена
Текст:  Татьяна Батенёва
Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент: №37 (866)
У граждан России немало претензий к работе различных государственных органов, которые оказывают государственные услуги. Длинные очереди, недружелюбное отношение чиновников к гражданам, большое количество бюрократических процедур и невозможность оперативно разрешать самые насущные вопросы формируют негативное общественное мнение о госслужащих. Коррупционное поведение, затрагивающее большинство звеньев госаппарата, и непрофессионализм только усугубляют картину. Борьба с коррупцией и повышение эффективности работы российских чиновников - одни из основных задач проводимой в настоящее время реформы госслужбы. Об этом "РБГ" рассказал Николай Клищ, директор Центра развития государственной службы НИУ "Высшая школа экономики".
Читать на сайте RG.RU

Николай Николаевич, опросы показывают, что значительная часть молодежи мечтает о государственной службе. В то же время большинство населения чиновниками недовольно и считает их, мягко говоря, нечестными людьми. Как понять это противоречие?

Николай Клищ: На госслужбу идет в основном карьерно ориентированная молодежь, которая считает, что служение государству поможет ей эффективно реализовать свой потенциал. По мере приобретения опыта у госслужащих в большей степени, чем у бизнесменов, развиваются некоммерческие аспекты мотивации, для них становятся важными общественные ценности. Мы проводили среди госслужащих социологический опрос, спрашивали: зачем вы идете на госслужбу? Кроме стабильности занятости и заработной платы, многие отвечали: чтобы развивать страну, мой регион, сделать что-то полезное для общества. Ответ - "так я зарабатываю на жизнь" - дали менее половины.

Это тип идеалиста?

Николай Клищ: Это люди, для которых во многом важны нематериальные стимулы. Средняя оплата рядового госслужащего - я не беру высшую группу должностей - например, в Москве как минимум раза в 2-3 меньше, чем на сопоставимых позициях в коммерческом секторе. Поэтому при поступлении на госслужбу действует фактор негативного отбора: выпускник заканчивает хороший вуз и представляет, сколько платят в госорганах, а также то, что на рынке есть много компаний, которые предлагают совсем другие деньги. В этом смысле на госслужбе много людей, которые не смогли найти высокооплачиваемую работу в негосударственном секторе экономики или предпочли стабильность занятости высоким доходам. Но те, кто сознательно идет на госслужбу и накапливает опыт, потом, как правило, становятся очень востребованными в коммерческом секторе. Наше исследование карьерных траекторий выпускников вузов, входящих в первую десятку, показало: на госслужбе молодые люди работают в среднем 3,7 года. За это время выпускник обзаводится связями, возможностями и очень быстро становится квалифицированным специалистом в своей области. После этого он в основном уходит в коммерческий сектор на зарплату в 10 раз больше. Это хороший трамплин.

Мне кажется, так это многие и расценивают, а вовсе не стремятся к общественному благу.

Николай Клищ: Да, есть случаи, когда человек специально пришел в какую-то сферу регулирования, обзавелся контактами, а потом уходит в бизнес, который и курировал. С этим связан конфликт интересов, и мы в рамках программы реформы госслужбы пытаемся предусмотреть различные антикоррупционные технологии, чтобы таких случаев не было. Раньше бизнес даже засылал своих агентов в госорганы на определенные позиции, связанные с принятием решений, и тех не волновала ни зарплата, ни условия труда, ни другие вопросы. Сейчас таких примеров стало меньше - антикоррупционное законодательство этому способствует, как и практика работы комиссий по урегулированию конфликта интересов, созданных почти во всех государственных органах.

Активная молодежь набирается опыта и уходит в бизнес, а кто же остается в госорганах?

Николай Клищ: По данным Росстата, среднестатистический госслужащий - это женщина предпенсионного возраста, которая дожидается выхода на пенсию. Имеется в виду подавляющая часть чиновников регионального уровня. Это примерно 740 тыс. человек из общего их числа примерно в 1,1 млн. Многие государственные служащие работают еще с советских времен, их удерживает стабильная зарплата и более привлекательные условия выхода на пенсию, чем у рядовых граждан. Однако ситуация постепенно меняется, если посмотреть возрастную структуру пять лет назад - на госслужбе вообще не было молодых специалистов, а сейчас они появились. Если эта волна будет сдвигаться, то через 10 лет мы получим кривую практически нормального распределения по стажу государственной службы - средневозрастные государственные служащие и молодежь.

Молодые чиновники работают по-другому?

Николай Клищ: С советских времен нам досталась чисто бюрократическая модель государственной службы: с малой ответственностью и практически полным отсутствием инициативы. Ее суть: чем меньше вопросов задает винтик, чем более механистически выполняет задание, чем меньше при этом инициативы проявляет, тем слаженнее работает бюрократический аппарат. Люди старой закваски говорили: документ должен вылежаться, а молодые работают, используя современные информационные технологии: быстро все рассмотрели, 150 замечаний, чуть ли не на форуме обсудили - готово. Есть реальные сдвиги в технологии работы. Пока мы не видим существенных общественных эффектов, хотя они есть. Появился электронный портал госуслуг и статистика его использования населением растет: все больше людей платят налоги, не выходя из-за компьютера, получают различные справки и т.п. Повысилось качество и скорость документооборота: прежде бумаги часто терялись. Принимаются коллективные решения: в госорганах стало работать больше экспертных комиссий по разным вопросам. Это, конечно, связано и с недостатком квалификации и знаний у госслужащих, но открытость взаимодействия с обществом повышается.

И всё же мы все недовольны их работой - бюрократизмом, очередями... Может, неверны критерии оценки - у начальства одни, а у народа - другие?

Николай Клищ: Это проблема давняя. У нас, в России, на госслужбе как? Самое главное - соблюсти процедуру, а на Западе самое главное - получить результат. Вы принесли не все бумаги по процедуре - и вас "отфутболят", а на Западе, где учитывается число обслуженных и удовлетворенных клиентов, вам помогут. Но важна и оценка самого процесса, насколько он правильно организован и отлажен, чтобы не осуществлять нерациональных действий. Последние тенденции оценки - это постановка перед госслужащим индивидуальных количественных и качественных показателей результативности деятельности и уже по ним - оценка результативности его работы. Причем с помощью этой системы можно отследить не только технические стороны его работы: как быстро он реагирует на запросы, как долго у него лежат бумаги, качественно ли он отвечает гражданам и т.п., но и содержательные моменты, если осуществляется надзорная деятельность в какой-то области, - какой от нее эффект, например, сколько граждан получили социальную помощь. А главное - насколько они удовлетворены работой чиновника.

Но не все чиновники оказывают услуги.

Николай Клищ: Да, их примерно10-15%. Основная масса чиновников выполняет внутренние функции по разработке политики, программ, документов, регулированию подведомственной сферы, осуществляет международные, исполнительно-распорядительные и контрольно-надзорные полномочия. Тут тоже очень важна мотивация к достижению результата. Если принят качественный закон, если он работает, для госслужащего должно быть предусмотрено поощрение в виде премии или карьерный рост. Пока это не так.

Может, проблемы возникают потому, что у госслужащих объемы работы не нормированы и они просто не успевают?

Николай Клищ: Если взять работу в федеральных органах власти, министерствах, у которых большие нормотворческие полномочия, то их деятельность очень сложно оценить с точки зрения организации процессов. У них много поручений, часто взаимоисключающих, много ненормированной деятельности. На Западе существуют системы планирования, ориентированные на результат, когда есть план-график и в нем поставлены определенные задачи, непременно с показателями результативности. У нас система так построена, что большинство поручений часто возлагаются на одних и тех же наиболее квалифицированных специалистов, которые, что называется, "тянут", а остальные недозагружены. На Западе системы планирования по результатам учитывают опыт: кто уже выполнял аналогичные поручения, как он справился, как о нем отозвались и т.п., даже некие баллы, которые суммируются в системах оценок. И в следующий раз аналогичная работа попадает к тому, кто лучше с ней справится, а не к тому, кто свободен, попался под "горячую руку" или про кого начальник вспомнил. Но все же основная масса чиновников занимается не такими творческими функциями по выработке политики, они в основном заняты ее реализацией. При этом часть осуществляемых государственными служащими функций могут быть переданы на аутсорсинг - это тоже одна из последних тенденций. Скажем, на Западе существуют частные тюрьмы, а у нас эта функция чисто государственная.

Но совсем без чиновников ведь обойтись нельзя?

Николай Клищ: Конечно! Чиновники выполняют достаточно много серьезной работы, например, по подготовке прогнозов макроэкономического развития страны, бюджета, по стимулированию развития промышленности, разработке инвестиционных планов, осуществлению таможенных и налоговых сборов и т.п. - это кропотливая работа, требующая больших знаний. И здесь основная проблема - нехватка высококвалифицированного персонала из-за низкой оплаты. Второй огромный блок - контрольно-надзорные функции, и здесь другая проблема - административного усмотрения при принятии решений в случае нечеткого закрепления полномочий. В результате чиновники, бывает, этим злоупотребляют, например, проводят избыточные проверки, требуют наличия необязательных лицензий и т.д.

Административная реформа была и задумана, чтобы навести порядок, в том числе и в полномочиях чиновников.

Николай Клищ: Верно, и в ходе ее реализации уже принято достаточно большое количество административных и должностных регламентов, которые сужают полномочия госслужащих. Если раньше вы приходили за бумажкой, и для ее выдачи от вас требовали еще десяток ненужных справок, то сейчас при оказании услуги составлены исключительные перечни документов, больше которых чиновник требовать не вправе. А с лета этого года принята норма, что госорган не вправе требовать от граждан информацию, которую может получить у себя или в другом госоргане, сделав межведомственный запрос. На практике хорошее электронное взаимодействие пока не налажено, но госструктуры все стали работать быстрее.

А как оценка эффективности работы госслужащих увязана с оплатой труда?

Николай Клищ: В ходе реформы госслужбы этот вопрос обсуждается, и правительство этим занимается. У нас есть стандартная система денежного содержания госслужащих - она охватывает более 90% чиновников. Есть еще система вознаграждения для определенного круга лиц, замещающих госдолжности. В законе о госслужбе обозначен еще и особый порядок оплаты труда - в зависимости от показателей эффективности и результативности. К сожалению, он сейчас мало где используется: в некоторых регионах, которые приняли свои законы и нормативны, позволяющие его внедрить. Эта система используется обычно тогда, когда с какой-либо сферой деятельности дела в регионе обстоят плохо и это нужно срочно исправить. Тогда власть может нанять человека из бизнеса или с управленческим опытом и мотивировать его существенно большей оплатой труда, чем стандартное денежное содержание. Сейчас стоит вопрос о проведении эксперимента на госслужбе по расширению практики использования этих технологий. Международный опыт показывает, что если просто повышать уровень оплаты труда госслужащих без привязки к результатам, то ничего в плане улучшения работы госорганов не произойдет. А если говорить о стандартной системе денежного содержания, там тоже есть элементы, которые предусматривают связь с результатом: например, премия за выполнение особо важных и сложных заданий. Другое дело, что в связи с незначительностью финансовых средств, выделяющихся на данную премию, серьезной дифференциации в уровне оплаты труда госслужащих достичь не удается. В результате получается ситуация, что если ты работаешь интенсивно с хорошими результатами и если просто работаешь без нареканий - уровень оплаты будет практически одним и тем же, что демотивирует чиновников и не способствует развитию у них навыков эффективного управления. У нас совсем мало внимания уделяется развитию компетентностей и профессиональных качеств госслужащих.

Как на госслужбе решается вопрос компетентности?

Николай Клищ: На Западе по каждой должности составляется матрица компетентности и определяется, какие конкретные знания и навыки нужны, чтобы эффективно исполнять должностные обязанности, есть специализированные независимые ассессмент-центры, которые оценивают результативность деятельности конкретных госслужащих. У нас похожие функции выполняют аттестационные комиссии, через которые каждый госслужащий должен пройти раз в три года. Но в большинстве случаев это превращается в формальную бюрократическую процедуру. Другая наша проблема - плоская стандартизированная структура должностей, заданная реестром. Например, госслужащий, занимающий, скажем, достаточно среднетиповую должность главного специалиста - эксперта в различных госорганах, может заниматься очень разной работой - от копирования бумажек до разработки законопроектов, требующего высокой квалификации. А по условиям прохождения государственной службы и оплате труда они примерно одинаковы. И при сопоставлении этого у людей закономерно возникают вопросы. Сейчас обсуждается инициатива по внедрению профессионально-функциональных групп. По сути, это изменение системы организации государственной службы, группировка служащих по профессиональным сферам: например, финансовое обеспечение, кадровая работа, таможенное дело и пр. Здравый смысл подсказывает, что эту работу надо ранжировать по функциональным направлениям и сложности. Будем надеяться, что все эти меры приведут к повышению КПД чиновника и мы сможем это время еще застать.

Занятость