02.10.2012 00:20
Общество

Андрей Юревич: Многие понимают свободу как полное бескультурье

Пройдет ли в России мода на бескультурье?
Текст:  Татьяна Владыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №226 (5899)
Исковерканные детские площадки, разбитые дороги, лихие водители, мат в повседневной речи - российская низкая бытовая и гражданская культура становится сегодня нарицательным примером.
Читать на сайте RG.RU

Известный психолог, доктор психологических наук Андрей Юревич сделал эту тему предметом научного исследования.

Андрей Владиславович, правда ли, что у нас, россиян, очень низкая бытовая культура?

Андрей Юревич: И да, и нет. Она у нас очень неровная - разная у разных социальных слоев. В этом плане, например, наша интеллигенция по-прежнему "далека от народа". Различия в бытовой культуре различных социальных групп у нас больше, чем в большинстве европейских стран. Но в азиатских, латиноамериканских и африканских странах ситуация похожа на нашу.

Неровная наша бытовая культура и в плане соотношения своей гуманитарной и технологической части. Существо полудикого вида, разъезжающее на дорогой иномарке, - яркий пример.

Кроме недавних страшных аварий на дороге, что еще подтверждает нашу "низость"?

Андрей Юревич: Один из любопытных показателей уровня бытовой культуры - количество общественных туалетов на душу населения.

По этому показателю даже наши мегаполисы отстают от европейских городов. Мат в общественных местах, плевки и окурки на тротуарах, пустые бутылки в детских песочницах, нецензурные надписи на стенах и заборах и тому подобное - тоже показатели.

Бытовую культуру можно рассматривать и в различных ипостасях - например, как культуру питья: что мы пьем, где и как. Здесь характерные для нашего быта сцены тоже очень показательны.

Хотя, в принципе, бутылку портвейна можно "раздавить" в подъезде и под высокоинтеллектуальные разговоры о Бахе или импрессионистах.

Какая нация самая культурная? Говорят, до японской вежливости нам еще очень далеко, кстати, почему?

Андрей Юревич: В том числе и потому, что представители малых народов более бережно и уважительно относятся друг к другу, чем больших. А "самую культурную" нацию назвать не возьмусь.

Да это было бы и "не культурно" по отношению к другим высококультурным народам.

За последние 20 лет мы стали более культурными или наоборот? Я не ностальгирую, но кажется, что то же самое пиво на улице пили более культурно, а по отношению друг к другу советские люди и вовсе были более вежливыми - или это иллюзия?

Андрей Юревич: Как раз пиво мы сейчас пьем в более культурной обстановке - особенно после принятия закона о запрете его распития в общественных местах.

А тогда пили в основном в так называемых "автопоилках" (пивные автоматы) либо на лавочках. А вот культура поведения и человеческих отношений явно деградировала.

Типичный персонаж наших дней - это наглого вида юнец, который постоянно плюется, матерится, издает какие-то странные хрюкающие звуки и демонстрирует подчеркнуто неуважительное отношение к окружающим, особенно старшего возраста. Это, наверное, худший продукт наших "либеральных" реформ.

Мы в Институте психологии РАН недавно провели опрос, в ходе которого эксперты-психологи оценивали наше общество в 1981, 1991, 2001 и 2011 годах по ряду психологических параметров, в том числе и такому, как уровень бытовой культуры. Оценки, выставленные по 10-балльной шкале, оказались соответственно такими: 6,77, 5,71, 4,00, 3,48.

В результате чего мы съехали на "троечку"?

Андрей Юревич: Прежде всего, потому, что мы сняли запреты на проявление откровенного бескультурья.

В ходе наших (псевдо)либеральных реформ мы упустили из внимания, что свобода - это высвобождение в человеке не только всего лучшего, но и всего худшего.

Если провести аналогию с фрейдовской схемой, мы разрушили "Суперэго", в котором сосредоточены запреты, и освободили "Оно", где сосредоточены все худшие желания и инстинкты.

Система воспитания тоже оказалась разрушенной. Раньше ребенок в нашей школе не только получал знания, но и подвергался воспитанию. Конечно, это воспитание имело идеологическую составляющую, но включало и обучение правилам поведения, разъяснение того, "что такое хорошо, а что такое плохо".

В начале1990-х мы отказались от провозглашенного еще Антоном Семеновичем Макаренко принципа "единства обучения и воспитания", и теперь наша школа не воспитывает, а "предоставляет образовательные услуги". В результате, по данным опросов, школьники открыто матерятся на уроках примерно в половине наших школ.

Можно ли изменить сложившуюся ситуацию и преодолеть бескультурье?

Андрей Юревич: Можно. Во-первых, нужно восстановить систему воспитания. Во-вторых, нужно придать правилам, определяющим культуру бытового поведения, статус законов.

Вспомним про запрет распивать пиво и другие слабоалкогольные напитки в общественных местах. Моральной норме был придан статус закона, и это "сработало". Конечно, пить пиво в детских песочницах мы не перестали, но стали делать это намного реже.

Другой подобный пример - законодательное предписание водителям пропускать пешеходов, заставившее их (не всех, конечно, но многих) вести себя более цивилизованно. Псевдолиберал здесь, возможно, возразит: "мол, опять запреты и ограничения". Но факт, от которого никуда не деться: цивилизация основана именно на запретах и ограничениях (небезызвестные "Десять заповедей" - тоже запреты) и без них невозможна.

В-третьих, необходимо "мягкое" воздействие в виде позитивных примеров. Известно, например, что наши сограждане, регулярно ездящие за рубеж, и в нашей стране ведут себя культурнее (хотя, конечно, не все). Скажем, позагорав на зарубежных пляжах, где не принято мусорить, перестают это делать и у нас. Ведь заразительны не только дурные, но и хорошие примеры.

ключевой момент

Что способствует бескультурью?

Андрей Юревич: Многое, возможно, даже гены (есть и такие данные). Но я бы выделил псевдолиберальную атмосферу вседозволенности, характерную для современной России. Ведь многие повсеместно плюются и матерятся, поскольку от этого ощущают себя свободными, свободу - под влиянием наших псевдолибералов - считают главной ценностью, а понимают ее как полное отсутствие запретов и ограничений, в том числе и на явное бескультурье.

Опрос "РГ"
Соцсфера