Но только для тех, кто числится в регистре народонаселения как жители Таллина. А также для всех учащихся в возрасте до 19 лет независимо от места проживания. Приезжие и туристы должны будут приобретать билеты на автобусы, троллейбусы и трамваи в обычном порядке. При том, что цена за проезд существенно возрастет.
Такое решение поддержали 40 из 60 депутатов городского собрания Таллина. Они отметили, что бесплатный городской транспорт сэкономит порядка 50 евро в каждой семье. И станет примером для других городов как в Эстонии, так и за ее пределами.
Кстати, мэры Вильнюса и Риги уже заявили, что будут внимательно изучать опыт Таллина и в случае успеха готовы и сами ввести 100-процентные льготы на проезд для своих жителей.
Однако далеко не все в Таллине довольны нововведением властей. Ряд политиков считают, что бесплатный проезд будет достигаться за счет падения качества общественного транспорта. Не будет увеличиваться количество линий движения автобусов, да и количество самих автобусов и остановок может сократиться. Также непонятно, за счет каких средств автопарк общественного транспорта будет обновляться и ремонтироваться.
Экономисты подсчитали, что городская казна Таллина после введения льгот каждый день будет недополучать 80-100 тысяч евро. Для города это существенная сумма, и компенсировать ее мэрии будет практически невозможно.
А что думают по этому поводу московские власти? "Мы рады за жителей Таллина, что их город может себе позволить бесплатный проезд на общественном транспорте, - сказал в ответ на этот вопрос заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максим Ликсутов. - Москве это не по карману, так как нельзя сравнивать по объему пассажироперевозок город, в котором живет 450 тысяч населения и 12-миллионый мегаполис, куда еще ежедневно приезжают 7-8 миллионов человек на работу, в командировки и в гости". По мнению Ликсутова, вряд ли москвичи согласятся на то, чтобы вместо, например, строительства детсадов, которых так не хватает Москве, начать финансировать из бюджета города, то есть фактически за счет налогоплательщиков, бесплатные поездки на автобусе для всех желающих прокатиться на нем.
Принципиальным отличием политики московских властей от таллинских в отношении к общественному транспорту является то, что они предпочитают оплачивать проезд из бюджета не всех поголовно, а реально нуждающихся людей. Таких, между прочим, в Москве немало - более 3 млн одних пенсионеров. А кроме них право на бесплатный проезд еще имеют многодетные семьи, инвалиды, ветераны труда, а также целый ряд других категорий льготников регионального значения. В год городу это обходится в 42 млрд рублей.
В настоящее время в Москве, как рассказал Максим Ликсутов, разрабатываются новые тарифные планы для городского общественного транспорта, плата за который в Москве не повышалась уже почти два года. И вот тут можно увидеть некоторое сходство с таллинцами. У них транспорт, став бесплатным для своих, существенно возрастет в цене для туристов и для приезжих. В Москве, высказал предположение глава департамента, для тех, кто ездит часто, плата за него останется практически прежней, а вот цена билетов на 1-2 поездки тоже поднимется. Но плюс и тут ожидается, так как по примеру других европейских городов Москва планирует ввести в обиход билеты, приобретя которые гость столицы может кататься целый день хоть на всех видах городского транспорта, а не покупать каждый раз новый.