За последние годы у русских семей в Финляндии было отнято 49 детей. Но на этом социальные службы Суоми останавливаться не собираются. По крайней мере, такой вывод напрашивается из интервью советника-консультанта министерства здравоохранения и социального обеспечения Финляндии Лотты Хямеен-Анттилы.
На каких основаниях происходит изъятие детей из родной семьи?
Лотта Хямеен-Анттила: Если ребенок подвергается непосредственной опасности, его могут в срочном порядке забрать под временную опеку на срок не более 30 суток. Решение принимает непосредственно социальный работник. Оснований несколько. Первое: выявлены недостатки в уходе за ребенком или выяснились обстоятельства, представляющие серьезную угрозу здоровью или развитию ребенка. Второе: ребенок сам серьезно угрожает собственному здоровью или развитию, в частности, из-за употребления наркотических веществ или совершения серьезного преступного деяния.
От чего отталкиваются социальные работники, принимая такое решение? Достаточно ли в данном случае жалобы ребенка?
Хямеен-Анттила: Решение об изъятии ребенка не может приниматься на основании единичного утверждения. А временная опека прекращается по мере исчезновения оснований для нее.
Изъятие ребенка у родителей - последняя мера. В первую очередь применяются меры поддержки всей семьи. Согласно закону сообщение ребенка, например в школе, что с ним плохо обращаются дома, обязывает официальные лица прояснить ситуацию. Тогда происходят встречи с семьей.
При необходимости проводятся дополнительные расследования, собирается информация, выявляются другие способные предоставить сведения о ребенке лица. Цель всего этого выяснить, нужна ли ребенку защита.
Согласно закону социальный работник должен оценить, насколько срочно ребенок нуждается в помощи. Если он в очевидной опасности, то действовать надо сразу.
Складывается впечатление, что к крайней мере социальные работники прибегают чаще всего, оставляя на потом все расследования и проведения мероприятий по поддержке.
Хямеен-Анттила: Часто со службой защиты детей связывают страх того, что ребенка отнимут. Однако основной принцип работы службы состоит в том, что если в дела семьи приходится вмешиваться, то используется самая мягкая мера, способная помочь. Ребенку стараются помочь так, чтобы он мог жить дома вместе со своей семьей. Такие первоочередные услуги называются амбулаторными мерами поддержки. Они проводятся всегда с согласия семьи и представляют собой широкий круг услуг. Это материальная помощь, психологическая и врачебная поддержка, работа с семьей, приглашение в группы взаимопомощи и многое другое.
Финские суды завалены делами разлученных семей. Родители вынуждены месяцами ждать рассмотрения своего дела. Почему нельзя ускорить работу судов?
Хямеен-Анттила: Этот недостаток уже устраняется путем изменения законодательства.
Такое чувство, что финские социальные работники отнимают детей только из русских семей. Это действительно так?
Хямеен-Анттила: Нет, это не так. Я не могу дать точных цифр, но в законе и инструкциях обращается особое внимание на равноправное отношение ко всем.
Какие требования предъявляются к приемным семьям?
Хямеен-Анттила: Они описаны в законах. Но хочу отметить, что при передаче ребенка на попечение при возможности учитываются языковые, культурные и религиозные моменты. В приемной семье могут быть свои собственные дети. Кроме того, эти семьи могут быть также из числа иммигрантов.
Почему социальные службы Финляндии не идут на контакт с российскими представителями власти?
Хямеен-Анттила: Финляндия передала в Посольство России список контактных данных экспертов уполномоченных властями Финляндии, чтобы дипломаты могли без промедления получать необходимые разъяснения. Ведомства могут также обмениваться между собой информацией, касающейся законодательства в области семейного права.
Досье "РГ"
В Финляндии общее количество детей, перемещенных на попечение приемной семьи, составляет свыше 10 000, а клиентами амбулаторной поддержки числятся свыше 60 000 детей.