Тем самым, отток с нынешнего января уже перекрыл недавний прогноз Минэкономразвития на текущий год (50 млрд долларов) и вплотную приблизился к прогнозу Банка России (65 млрд), отмечает доктор экономических наук Сергей Рауш, комментируя для "РГ" платежный баланс России.
По-видимому, к концу декабря этот показатель с учетом сезонного увеличения в последнем квартале может подняться до прошлогодней цифры - 80 млрд долларов, прогнозирует аналитик. Тем не менее, рассматривая поквартальную динамику, можно сказать, что чистый отток частного капитала замедляется. В целом пик его пришелся на последний квартал прошлого и первый квартал нынешнего года - за 6 месяцев страну покинуло около 70 млрд долларов.
Значительное увеличение оттока капитала в это время произошло за счет роста чистых зарубежных банковских активов. Наши банки в целом ничего не занимали на европейском межбанковском рынке.
Одновременно значительные объемы банковской ликвидности перераспределялись на валютные счета, особенно российскими "дочками" международных брендов. И это скорее говорит о том, что увеличение оттока капитала из России стало следствием оттока депозитов с банковских систем зоны евро и "кризисом доверия", поразившего в этой связи европейский межбанковский рынок.
В последние полгода, благодаря крупным вливаниям ликвидности ЕЦБ, положение на межбанковском рынке еврозоны нормализовалось, и направление наших банковских операций с нерезидентами поменялось, подчеркивает Рауш. Российские банки интенсивно привлекали зарубежные займы, занимали больше, чем отдавали.
Примечательно, что процентные ставки на денежном рынке в России сегодня высоки, за рубежном - минимальны. При этом валютные риски, связанные с рублевыми активами, незначительны. С большой вероятностью рубль не выйдет в ближайшие годы из коридора, ограниченного 31-32 рубля за доллар, а при развороте потока капитала, ожидаемом регуляторами в ближайшие 2-3 года, может укрепиться до 27-28 рублей за доллар.
По мнению Банка России, зафиксированному в проекте основных направлений денежно-кредитной политики до 2015 года, активизация заемных банковских операций на зарубежных денежных рынках должна внести существенный, или даже основной вклад в сдвиг направления нетто-потока частного капитала в Россию. В то же время, прироста задолженности нефинансовых корпораций перед нерезидентами не наблюдается с начала года.
В итоге практически весь отток капитала в последние месяцы пришелся на сомнительные операции и "чистые ошибки и пропуски" платежного баланса. Летом к ним добавились также и чистые покупки наличной валюты - возможно, под влиянием испуга, вызнанного падением цен нефти в мае-июне, а может просто в связи с отпускными расходами за границей.
Однако говорить об усилении "серого" вывоза капитала нет оснований - он находится на уроне своего медианного значения, находящегося в последнее время на уровне 11-12 млрд долларов за квартал.
Возможно, столь большая "серая" утечка капитала просто объясняется систематическими ошибками при составлении платежного баланса, например, недоучетом объема импорта, в котором очень велика роль недооценки по отношению к данным таможни.
В последние месяцы нельзя не заметить также значительное увеличение прямых инвестиций в Россию - до 17 млрд долларов в июле-сентябре против 13 в предыдущие полгода. Но обольщаться в отношении чудесного роста инвестиционной привлекательности, пожалуй, не стоит. Это просто следствие растущего оффшорного финансирования российской экономики.