03.10.2012 11:22
Экономика

Проект магистрали "Белкомур" обойдется в 3,8 миллиарда рублей

Текст:  Илья Изотов (Пермь)
Правительство Пермского края подготовило обращение на имя президента РФ Владимира Путина с просьбой оказать содействие во внесении изменений в Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы" и выделении 3,8 миллиарда рублей на разработку проектно-сметной документации железнодорожной магистрали "Белкомур". Соответствующие изменения должны быть внесены в федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов.
Читать на сайте RG.RU
Увеличить инфографику

- Заинтересованность Пермского края в реализации проекта "Белкомур" подтверждена инвестиционными программами развития предприятий Березниковско-Соликамского промышленного узла, согласно которыми объем выпуска продукции предприятий увеличится с 14,6 миллиона тонн в 2011 году до 24,3 миллиона тонн в 2030 году, - заявил и.о. заместителя председателя правительства Пермского края Олег Демченко.

По словам Демченко, разработка проектно-сметной документации позволит рассчитать реальную стоимость строительства проекта "Белкомур" и в дальнейшем принять решение об источнике финансирования. Но проект целесообразно разрабатывать за счет государственных средств.

В строительстве магистрали заинтересованы несколько регионов РФ, по территории которых должны пройти спрямляющая железнодорожная магистраль - это Республика Коми, Архангельская область и Пермский край. Ведь магистраль станет самой эффективной альтернативой морским перевозкам.

По словам заместителя главы Республики Коми Александра Бурова, сегодня есть все основания для решения правительства России о запуске проекта "Белкомур" на принципах государственно-частного партнерства. Между управляющей компанией и Государственной корпорацией "Внешэкономбанк" подписан меморандум о совместной реализации проекта на основе ГЧП путем заключения концессионного соглашения. Бюджет проекта по строительству магистрали оценивается в 176 миллиарда рублей. Общая сумма частных инвестиций в сопутствующие локальные проекты - более 400 миллиардов рублей.

- С проектом "Белкомур" напрямую связаны перспективы освоения минерально-сырьевых ресурсов Коми и воплощение в жизнь около 40 инвестиционных проектов на общую сумму более одного триллиона рублей, - подчеркнул Буров. - Ввод магистрали поможет сокращению транспортной составляющей в цене производимой продукции. Это отразится на росте конкурентоспособности производителей, откроет возможности для создания более 25 тысяч новых рабочих мест, из которых только пять тысяч - в рамках строительства железной дороги. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней увеличатся до 500 миллиардов рублей.

Заместитель губернатора Архангельской области Алексей Алсуфьев отмечает, что синхронизация проекта строительства нового глубоководного района Архангельского порта с проектом "Белкомур" обеспечит оптимальную транспортно-логистическую схему с кратчайшим железнодорожным плечом, недорогим и высокоэффективным современным портом, обеспечивающим удобный доступ в Северную Атлантику.

- Проект создаст в Архангельской области более девяти тысяч рабочих мест. Дополнительные налоговые поступления в федеральный бюджет составят порядка 400 миллионов рублей, в бюджет Архангельской области - порядка 800 миллионов рублей, в местные бюджеты - порядка 280 миллионов рублей, - сказал Алсуфьев.

Напомним, проект "Белкомур" предполагает строительство спрямляющей железнодорожной магистрали меридионального типа Архангельск - Сыктывкар - Гайны - Соликамск протяженностью 1155 километров, из них 715 километр будет построен заново, а остальные пути реконструируют.

Железная дорога состоит из двух участков - северного (по территории Архангельской области и Коми) и южного (от Сыктывкара по территории Коми и Пермского края). Фактически необходимо проложить линии Карпогоры - Вендинга и Сыктывкар - Гайны - Соликамск, а остальные участки Северной железной дороги - реконструировать.

Для России "Белкомур" может иметь стратегическое значение, напрямую связав Урал и Коми с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы (сейчас этот путь на 800 километров длиннее), а в перспективе - обеспечив кратчайший путь для транзита грузов в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии.

Большую часть грузопотока магистрали составят уральские минеральные удобрения и сырье для их производства. Грузопоток только калийных удобрений к 2015 году может составить 15 миллионов тонн, а это уже покрывает четверть планируемого объема загрузки Северного морского пути. Всего же по магистрали планировалось доставлять до 30 миллионов тонн грузов в год.

Правда, в июле министерство транспорта РФ заявило о возможной корректировке проекта. В частности, рассматривается вариант создания инфраструктуры только в рамках Южного звена Сыктывкар - Соликамск длиной 590 километров с дальнейшей перевозкой грузов по существующей сети железных дорог в направлении Микунь - Котлас - Коноша - Обозерская - Беломорск - Мурманск.

Железные дороги Пермский край Республика Коми Архангельская область Пермский край Северо-Запад