Леонид Михайлович, некоторые эксперты не исключают, что в ближайшие десять лет едва ли не 30 процентов учащихся наших школ будут дети-мигранты. Конечно, цифра может вызывать сомнение. Скажите, а доставляют ли проблемы мигранты, которые идут к нам на лечение?
Леонид Печатников: Да, это вопрос мне задают в последнее время часто. Прежде всего в прогноз про 30 процентов я не верю. Почему? Приведу цифры, которыми владею. Мы выдаем официально 200 тысяч квот на работу легальным мигрантам. Это квота Москвы. Кроме того, миграционная служба выдает еще примерно столько же так называемых патентов. Будем считать, что это примерно 400 тысяч человек. Если даже представить, что половина из них приезжает с детьми школьного возраста, то все равно до 30 процентов будет далеко.
Могут быть контрасты в отдельных регионах.
Леонид Печатников: Может быть, но я думаю, не в этом дело. Для нас мигранты - это иностранные граждане, приезжающие в Россию. А речь идет не столько о реальных мигрантах, сколько о тех российских гражданах, мягко говоря, неславянской внешности, которые просто поменяли место жительства. "Понаехавших", как говорят. Не думаю, что мы должны их относить к мигрантам. Это неправильно. Они живут в РФ и имеют право жить в том городе, где хотят. Кому-то это нравится, кому-то нет, но с точки зрения государства, с точки зрения властей города мы не можем признать их мигрантами. И никогда не признаем.
Так вот, о лечении. Реальные мигранты не имеют полиса обязательного медицинского страхования. Когда у этих людей возникает острое заболевание, мы не можем никому отказать в медицинской помощи и лечим их за счет московского бюджета. Другого источника для них нет. Кроме того, в последнее время усиливается тенденция к "медицинскому туризму": в Москву едут рожать. Это, как правило, жительницы Узбекистана, Киргизии, Таджикистана. Когда они приезжают на последних сроках беременности и у них начинаются родовые схватки, то мы обязаны их принять и лечить. Все это вместе обходится городскому бюджету до 5 миллиардов рублей в год.
Сумма не маленькая.
Леонид Печатников: На здравоохранение мы тратим порядка 250 миллиардов рублей. Вообще я должен сказать, что 53 процента московского бюджета тратится на социальную сферу: это здравоохранение, дома ветеранов, сироты, образование, миграционная политика, ветеринария и т.д. То есть на все то, что входит в блок, которым я сейчас руковожу.
Раздаются предложения, чтобы это бремя с бюджета Москвы возложить в какой-то степени на работодателя.
Леонид Печатников: Это одно из предложений, которое я вынашиваю те полгода, которые возглавляю социальный блок. Самое правильное было бы ввести в федеральный закон норму, которая существует во всех развитых странах. Европейских, по крайней мере. Суть: мигрант не может легально въехать в Россию, не имея страхового полиса на лечение. Приведу пример. Во Франции, пока я не получил страховой полис, который обеспечивал мне минимальную страховку на случай острой патологии, мне не продлевали вид на жительство даже при том, что я предъявлял контракт с университетом.
С мигрантами понятно, а с иногородними как?
Леонид Печатников: Сегодня нет никаких проблем в трансфере от фонда к фонду. Скажем, фонд Чеченской Республики или Дагестана оплатит лечение в столице пациента из своего региона по тарифам московского фонда. В законе об обязательном медицинском страховании немало слабых мест, но некоторые вопросы он отрегулировал. Жители Российской Федерации могут получить медицинскую помощь в любом регионе, и их карточка обязательного медицинского страхования там будет действительна. Это абсолютно точно. Другое дело, что строгость российских законов всегда компенсируется необязательностью их исполнения. И мы часто видим, что отказывают москвичам, скажем, где-то лечиться по московскому полису. И наоборот, иногда в московских же больницах отказывают в лечении по полису из другого региона. Это незаконно.
Подробно о "Деловом завтраке" - в одном из ближайших номеров.