В прошлом году эта пьеса произвела эффект разорвавшейся бомбы. Она вошла в шорт-лист международного театрального конкурса драматургов "Евразия", заняла первое место на фестивале молодой драматургии "Любимовка", победила в интернет-голосовании "Конкурса конкурсов" Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая Маска" и в конкурсе "Действующие лица-2012". Наконец, как нам стало известно, спектакль будут выдвигать на "Золотую Маску". Эти факты позволяют всерьез говорить о новом феномене в белорусской драматургии.
Дмитрий Богославский живет и работает в Минске, но недавно он приезжал на "Любимовку" с новой пьесой. Там мы и познакомились. Дмитрию 27 лет, он застенчивый молодой человек, которого смущает свалившаяся на него слава. "Я - воробей еще не очень стреляный", - говорит он.
Дмитрий, вы, актер Белорусского государственного молодежного театра, вдруг стали писать пьесы...
Дмитрий Богославский: В 2009 году театр закрыли на капитальный ремонт. Уходить из него не хотелось. Так моя нереализованность выплеснулась в драматургию. Первая пьеса - "Пешка" - была поставлена в Центре белорусской драмы. Вторая вышла в финал конкурса фестиваля "Любимовка". Этот фестиваль драматургов разных стран. В Беларуси мало современной драматургии, поэтому мы объединяемся, проводим читки своих пьес. Недавно создали Студию альтернативной драмы, при помощи которой пробиваемся на сцену. Зритель идет к нам. В январе начинаем репетировать спектакль "Хроника. Хроника".
Юбилейный 90-й сезон в "Маяковке" открылся спектаклем по вашей пьесе "Любовь людей" на Малой сцене. Как пришло приглашение из столь именитого и популярного театра?
Дмитрий Богославский: "Маяковка" - театр академический и не рассчитан на мою пьесу "Любовь людей". Но мне позвонил режиссер Миндаугас Карбаускис, обладатель "Золотых Масок", и спросил, когда я буду в Москве. Я был потрясен этим звонком. Я как раз собирался на "Любимовку". Он сказал: "Вот и заходи". Я зашел. Считаю, что получился удачный союз. Пьесу не переписывал, не переделывал.
"Любовь людей" - история о современной деревне. Между героями много жестокости...
Дмитрий Богославский: Но и жизнь сегодня какая-то недобрая. На сцене много беспричинного смеха. Хотелось, чтобы люди задумались о своей жизни. Ведь больно мы делаем только самым близким...
Как уточняют создатели спектакля, это картинки из жизни людей в преддверии зимы и ожидании лета. В каком жанре вы работаете? Как развивается современная драматургия?
Дмитрий Богославский: Каноны меняются. В пьесах много откровений. Сейчас преобладает многожанровость. Не вижу ничего плохого в этом. Хорошая пьеса должна охватывать все проблемы мира.
Как долго пишете пьесу?
Дмитрий Богославский: Долго. Все надо пережить в себе. У меня годовалая такса Велиамир, от которой я закрываюсь дома на дедушкином балконе с ноутбуком. Пристраиваю его на коленях. Там работаю и зимой, и летом. Последнюю пьесу - "Тихий шорох уходящих шагов" - писал несколько лет. На рабочем столе у меня есть папочка под названием "Готовые". Если туда попадает пьеса, то я ее уже не трогаю.
И сколько у вас там пьес?
Дмитрий Богославский: Одиннадцать.
Кто ваш любимый драматург?
Дмитрий Богославский: Метерлинк. У него все происходит внутри. Мне важна в пьесе атмосфера. Я не могу представить спектакль без боли.
Как вы пришли в театр?
Дмитрий Богославский: Я не думал заниматься театром. В школе играл в КВН. Хотел поступить на актерский факультет, судьба не позволила. "Вылетел" при поступлении с третьего тура, поступил в колледж. На третьем курсе мне предложили работу в молодежном театре. Я согласился.
Как отнеслись родители к вашим успехам?
Дмитрий Богославский: Отец, когда увидел мою первую пьесу, подписанную "белорусский драматург Дмитрий Богославский", то всерьез на меня разобиделся. "У тебя русский паспорт. Дед - донской казак, а ты - белорусский драматург",- сказал он. Я родился в Минске, потом родители уехали в Элисту. Естественно, и я с ними. После окончания школы вернулся в Беларусь. Минск люблю больше Москвы. Минск менее спешащий, и в этом его прелесть. Здесь я познакомился со своей женой Юлей...
Вместо послесловия
На фестивале молодой драматургии "Любимовка-2012", который прошел в Москве в сентябре, пьеса Дмитрия Богославского "Тихий шорох уходящих шагов" вошла в число финалистов. В своей новой работе Богославский продолжил тему зыбкого пограничья между реальностью и иллюзиями.