На V Международный фестиваль тюркоязычных театров "Туганлык", прошедший в Уфе, театры-участники привезли спектакли, поставленные в последние два года, отобрав их по своему усмотрению. Получился своего рода "срез" того, чем они живут сегодня: высокая трагедия и легкий водевиль, мелодрама и психологическая драма, эксперимент и черная эксцентрическая комедия, поэтическая драма и трагикомедия. Спектакли шли ежедневно одновременно на трех-четырех площадках, поэтому получить целостное впечатление о фестивале было трудно.
- Да и как оценивать, например, эпос и водевиль, драму и мелодраму? Ведь единых критериев для оценки разных жанров не существует. Поэтому я предложил жюри следующий фестиваль провести под девизом "Тюркоязычный театр в контексте глобализационных процессов", - поделился своим мнением в беседе с корреспондентом "РГ" известный драматург, директор Дома литераторов Хакасии Александр Котожеков-Чапрай.
Одним из открытий фестиваля драматург назвал спектакль "Богатырь Кюн Кубэджэ" Нюрбинского государственного передвижного драмтеатра из Якутии, поставленный по героическому эпосу якутов "Олонхо".
- Поначалу критики посчитали эту постановку рядовой. Я с ними не согласился. Нельзя проходить мимо такого опыта, - продолжает мысль Александр Котожеков. - Меня поразила исполнительница главной роли - сказительницы, которая постоянно держала на коленях младенца и все эмоционально и увлеченно ему рассказывала. Весь спектакль эта кукла вызывала у меня сильное раздражение. Было непонятно, зачем художник, блестяще выполнивший декорации, изобразил этого младенца так примитивно: чурбак-чурбаком, глаза близко поставлены - такой интровертивный образ. Только позже, когда во мне родился протест, я понял смысл сцены: нельзя быть куклой, болванкой, надо жить и творить! Гениальная находка!
Конечно, такие спектакли рассчитаны на подготовленного зрителя. Но фестиваль как раз и проводится для того, чтобы заинтересованные люди, работающие в разных регионах России и мира, показали свои спектакли. Важно знать, куда мы движемся.
Одна из проблем общества, в том числе тюркского, - неактуальность духовной жизни. Современное поколение утратило идеал, который пропагандируется в мифах, эпосах, религиозных учениях. Например, отличительной чертой хакасов является очень суровое отношение к самому себе и ласковое - к окружающим. Эта деликатность порой воспринимается как безынициативность. Сейчас она вытесняется индивидуализмом, самоутверждением - отголоском тех же глобализационных процессов.
Тема сохранения тюркской культуры Котожекову особенно близка. Много лет он посвятил исследованию традиционной культуры и верований своего народа. Он - один из немногих специалистов по тенгрианству.
Пьесы он начал писать, будучи театральным художником. Хотелось переломить ситуацию, когда в театре господствовала драматургия 30-40-х годов с характерными для нее темами - высмеиванием баев, антишаманизмом, колхозным строительством.
- Для того чтобы окончательно не утратить духовность - а меня как культуролога, эта тема интересует прежде всего! - надо обратить внимание на воспитание, пропаганду традиционной культуры, величие ее философии. Я пытаюсь доказать, что она существует шесть тысяч лет. Недаром же у нас находят артефакты с буддийскими символами - лотосами. Лотос, как и яблоко в аврамических религиях, символизирует плод познания, - рассуждает драматург. - Считаю, правильнее для тюркского театра опираться на фольклор и легенды - это "скрепы", сохраняющие этнос во времени.
Первая пьеса Котожекова "Абахай Пахта", к слову, знакома уфимцам. Спектакль был показан еще на первом "Туганлыке" и получил премии за оригинальную драматургию и лучшую режиссерскую работу.
- В пьесе акцент сделан на народных песнях. У каждого героя - своя песня. Это тоже наша традиция. Когда я уходил в армию, бабушки сказали мне: "Оставь нам свою песню". Но я не умел и до сих пор не умею петь. Они огорчились: "Как же мы тебя будем вспоминать, если ты не оставишь нам свою песню?", - рассказывает Александр Котожеков. - Певцы всегда были уважаемыми людьми. Они исполняли "тах-пах" - импровизировали. Главным на застолье была не еда, а песенные состязания. Был даже случай, когда семилетняя девочка перепела старца.
К проблеме "размывания" традиционных культур современные культурологи подходят с разных позиций. Кто-то призывает относиться к этому как к неизбежному явлению. Но есть такие, как Александр Чапрай, которые твердо выступают за сохранение своей культуры. И, в общем-то, не выглядят борцами к ветряными мельницами.
- Не знаю, как в других регионах, но у нас сейчас среди молодежи пошло движение под девизом "Быть хакасом круто!". Это, конечно, радует. Но немало и потеряно: судя по тем материалам, которые я собрал, процентов 80 народных традиций ушло безвозвратно. Таким процессам можно противопоставить только мировоззренческие ценности.
Для мыслящего человека естественно стремление стать лучше. И его необходимо стимулировать. Главным инструментом здесь выступает культура, убежден Александр Котожеков. Главная функция культуры - это интеграция. Особая роль здесь принадлежит искусству как агенту культуры. Искусство представляет собой высокий и обязательно насыщенный духовно код, очищенный от случайного. Только тогда оно отвечает своему предназначению.
Кстати
На V Международном фестивале тюркоязычных театров "Туганлык" в Уфе нынешней осенью представили свои спектакли коллективы из ближнего и дальнего зарубежья: из Татарстана, Чувашии, Дагестана, Республики Алтай, Кабардино-Балкарии, Хакасии, Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Якутии, Автономной Республики Крым, Гагаузии, Турции. В проходившей параллельно "гостевой" программе участвовали также башкирские и татарские театры из Башкортостана.
Александр Котожеков-Чапрай написал более 10 пьес. Семь из них инсценированы, остальные ждут своего постановщика. Режиссер Михаил Топоев, с которым сотрудничал Александр Иванович, к сожалению, умер, а новым постановщикам темы, поднимаемые в его пьесах, неинтересны.
Котожеков-Чапрай - творческая личность универсального плана. По первому образованию, полученному в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино, он театральный художник. Хотя не только театральный: ему принадлежит авторство государственного герба Хакасии. По второму - драматург. А по призванию - культуролог.