04.10.2012 16:50
Происшествия

В Новосибирске по делу Солодкиных допросили потерпевшего бизнесмена

Текст:  Нина Рузанова (Новосибирск)
Читать на сайте RG.RU

В Новосибирском областном суде дал показания один из потерпевших по делу Солодкиных - бизнесмен Фрунзик Хачатрян, владелец частного рынка на территории печально известной Гусинобродской барахолки. С этой барахолкой в последние годы были связаны несколько громких преступлений, в том числе заказные убийства двух вице-мэров Новосибирска - Игоря Белякова и Валерия Марьясова.

Дважды покушались и на жизнь Фрунзика Хачатряна - в 1999 и 2003 годах. В рамках дела Солодкиных суд изучает обстоятельства первого из этих покушений. По версии следствия, Александр Солодкин-старший, бывший советник губернатора по спорту, в интересах труновской преступной группировки использовал доступные ему административные рычаги для давления на Фрунзика Хачатряна. А исчерпав свои возможности, якобы заявил лидеру группировки Александру Трунову, что "решить вопрос можно только путем убийства" предпринимателя. В результате в июне 1999 года штатный киллер ОПС Дмитрий Буоль расстрелял из автомата автомобиль Фрунзика Хачатряна. "Не знаю, что спасло меня - моя ловкость или судьба, - сказал в суде Фрунзик Хачатрян. - Издалека мы приняли человека с палкой, который стоял на дороге, за гаишника, снизили скорость, и только потом я разглядел, что у него в руках автомат. Я быстро наклонился и крикнул шоферу "Газуй!" Автоматной очередью разбило лобовое стекло, пули попали в подголовник моего кресла. Одна из пуль до сих пор у меня в правом боку. Кстати, после покушения, когда я снял пиджак, с левой стороны, возле сердца, выпала еще одна пуля - я понял, что она ударилась в пачку купюр в левом кармане. Получается, деньги защитили меня".

В суде Фрунзик Хачатрян подробно рассказал о том, что предшествовало этому покушению. В 1997 году он открыл первый частный рынок на территории муниципальной барахолки. В 1998 году срок договора аренды земли истек, и заместитель мэра Владимир Городецкий в отсутствие тогдашнего градоначальника Виктора Толоконского продлил действие договора. Однако, вернувшись из отпуска, Виктор Толоконский распоряжение заместителя отменил. И группа сотрудников милицейского СОБРа фактически захватила территорию рынка, с помощью подъемных кранов перебросив контейнеры торговцев за ограждение и закрыв ворота. Доступ на рынок владельцам был закрыт в течение двух месяцев, СОБРовцы находились там круглосуточно. Фрунзик Хачатрян обжаловал действия мэрии в арбитражный суд, и "люди в масках" ушли с рынка только после того, как спор был решен в пользу предпринимателя. "Нынешний замначальника ГУ МВД РФ по Сибирскому федеральному округу Александр Никитин утверждает в своих показаниях, что в тот момент у них якобы была оперативная информация, что с моего рынка кормится Западно-Сибирское воровское движение, - заявил Фрунзик Хачатрян. - Это неправда. Я выяснял - такого "движения" никогда не существовало, это лишь попытка оправдать захват рынка".

- После этого меня вызвал к себе мэр Виктор Толоконский и сказал, что на территорию моего рынка положила глаз ментовская группировка, с которой лучше не связываться, - рассказал суду Фрунзик Хачатрян. - Он предложил мне создать новое юридическое лицо, взять рядом другой участок земли и продолжать торговать.

В итоге Фрунзик Хачатрян получил участок меньшей площади, возобновил торговлю и продолжил переговоры с мэрией - он намеревался вернуть себе часть земли. В мае 1999 года ему позвонил Александр Солодкин-старший, с которым они поддерживали дружеские отношения, и предложил подъехать к нему в офис "поговорить по общим вопросам". Хачатрян подъехал, надеясь обсудить вопрос о земле, однако в офисе вместе с Солодкиным-старшим его поджидали несколько незнакомых молодых людей. Как оказалось - представители нескольких преступных группировок. Двое из них - Анатолий Радченко и Хасан Ганеев - представились "труновскими" и заявили Хачатряну: "Хочешь спокойно работать на рынке - плати 200 тысяч в месяц".

- Когда я отказался платить, Александр Солодкин отвел меня к себе в кабинет и сказал - это очень опасные люди, плати им хоть что-нибудь, - рассказал Фрунзик Хачатрян. - Я снова отказался. Примерно через месяц мой автомобиль обстреляли.

Как подчеркнул в суде Фрунзик Хачатрян, "труновская группировка, мэрия и правоохранительные органы - это три в одном". По его мнению, Александр Трунов (в данный момент уголовное дело по обвинению Трунова и еще семи участников ОПС рассматривается в суде) не просто собирал с муниципального рынка "крышевые", а делился с чиновниками и с правоохранительными органами. Система поборов, по данным Фрунзика Хачатряна, на Гусинобродоском вещевом рынке действует и сейчас - торговцы платят "черным налом" примерно в четыре раза больше официальной арендной платы. "Ушел Трунов - пришел какой-нибудь Иванов, суть дела от этого не меняется", - заявил бизнесмен.

Потерпевший не уверен, действительно ли Александр Солодкин-старший, с которым он дружил много лет, был причастен к покушению: "Если он виноват, пусть отвечает, - сказал Фрунзик Хачатрян. - Но я был бы рад, если бы это было не так. Иначе я теряю веру в человечество".

Суд Новосибирск Сибирь