04.10.2012 15:04
Общество

Эксперт: В образование нужно вернуть профориентацию

Текст:  Ирина Донник (ректор Уральской государственной сельскохозяйственной академии)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5901)
Проблема кадров сегодня одна из самых острых для всего реального сектора. В селе она усугубляется еще и отсутствием социальной инфраструктуры. Главная ее причина - последствия перестройки и прошедших 20 лет, когда мы, к сожалению, потеряли нравственные корни и отучили целое поколение работать. "Ларьковая" психология постепенно начинает уходить, но очень медленно.
Читать на сайте RG.RU

Среди наших студентов встречаются очень хорошие ребята. Но, увы, абитуриентов, которые, поступая в вуз, точно знают, чего хотят, пока очень мало. Многих неправильно ориентируют родители: престижно быть менеджером, вот и поступай на экономику. Система профориентации разрушена. Раньше у нас при многих школах были теплицы, живые уголки, работала Малая аграрная академия, существовала система специализированных классов, в которых учились 700-800 детей. Из них 300-400 ежегодно становились нашими студентами - у них были льготы при поступлении. Сегодня правила приема в вузы также не ориентированы на профессию: абитуриент может подать документы в пять вузов на три специальности в каждый, вот он и мечется, порой выбирая не ту профессию, к которой душа лежит, а более престижную.

Любой государственный вуз Свердловской области в состоянии качественно подготовить специалистов - ничуть не хуже, чем за рубежом. Может быть, там они лучше владеют современной техникой и технологиями, зато российская система образования ориентирована на то, чтобы научить человека учиться - непрерывно, всю жизнь. Лишь бы было желание…

Поэтому первое, что нужно сделать, - это восстановить профориентационную работу. И при поступлении в вузы давать преимущество тем ребятам, которые выбрали профессию осознанно. Ведь именно они потом придут работать в аграрный сектор.

Кроме того, необходимо формировать положительный имидж производства, поднимать престиж труда - и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Показывать школьникам образ новой деревни. Сегодня в регионе около полусотни современных, высокопроизводительных сельхозпредприятий, где получают по 300-400 центнеров картофеля с гектара, а средний надой на корову достигает 9 тысяч литров в год. А ведь еще лет 15 назад урожайность 200 центнеров считалась отличной, а в советские времена доярке, надоившей 5 тысяч литров молока от коровы, присваивали звание Героя соцтруда.

Новые технологии совершенно меняют ситуацию в сельском хозяйстве. Руководители большинства успешных сельхозпредприятий ездят на джипах, у них уже построены настоящие "хоромы" для поросят и коров, а вот хороших специалистов не хватает. Если бы у нас в стране все, начиная с верхних эшелонов власти, говорили, как здорово быть токарем высшего разряда или механизатором, работающим на тракторе "Ягуар" или комбайне "Ламборджини", то и ситуация с кадрами начала бы меняться.

И она уже постепенно меняется. Мне очень нравятся нынешние первокурсники: я вижу другие глаза. Такие открытые лица, умные вопросы, неподдельное желание что-то сделать! Есть надежда, что появилось новое поколение, которое знает, чего хочет. И надо все силы государства и общества направить на то, чтобы сохранить эту тенденцию.

Образование Свердловская область Урал и Западная Сибирь