При анализе неполадок, которые обнаружились во время испытаний авианосца "Викрамадитья" в Белом и Баренцевом морях, специальная комиссия пришла к выводу, что причиной частичного выхода из строя паровых котлов стала некачественная работа по их теплоизоляции, допущенная заводом-изготовителем. Как уже сообщалось, при проектировании и постройке этих котлов вместо традиционно применяемой в России теплоизоляции на основе асбестосодержащих материалов был применен огнеупорный (жаропрочный, шамотный) кирпич. Такая замена была произведена по настоянию заказчика (индийской стороны) - одновременно с заменой мазута на дизель как основного топлива для восьми котлов "Викрамадитья".
Новые котлы изготавливались в 2004-2005 годах на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Причем котлов было изготовлено на один больше, чем требовалось. "Девятый лишний" и самый первый по срокам изготовления был оставлен в Специальном конструкторском бюро котлостроения (там же, в Санкт-Петербурге) - для испытаний. По отчетам, все заложенные проектом энергетические характеристики он подтвердил, а других замечаний выявлено не было. Но, как теперь выясняется, испытывали в СКБК не совсем такой энергоагарегат, какие в итоге оказались на "Викрамадитья". В первом использовали для теплоизоляции асбест, а во всех остальных - только жаропрочный кирпич. И закуплен такой кирпич, что немаловажно, был в Китае.
- Но дело не в самом кирпиче или его производителе, - уточняет Игорь Леонов. - Некачественно выполнены работы по его укладке внутри котлов. Мы обнаружили это еще в июле, когда начали проводить скоростные испытания и поднимать температуру в котлах к максимальным значениям…
Тогда, пояснили "РГ" в Объединенной судостроительной корпорации, безупречно сработала защитная автоматика, примененная на авианосце. Вовремя отключив котлы, она не допустила их аварийного перегрева или прогорания газоходов, что потребовало бы совсем другого по масштабам ремонта. Прямо в море сдаточная команда корабля при участии экипажа и группы наблюдения ВМС Индии стала разбираться в причинах произошедшего. И вот тогда было установлено высыпание кирпичной кладки. Пытались это исправить своими силами, но оказалось, что это не единичный дефект, а общая проблема для всей котловой группы.
Обнаружив столь неприятную "червоточину" в энергетической установке авианосца, шум решили не поднимать, чтобы в спокойной обстановке отработать другую часть испытаний - взаимодействие корабля с палубной авиацией, проверку его радиоэлектронного оборудования и систем вооружения. В августе опытнейшие пилоты РСК "МиГ" облетали новую палубу авианосца - с различной заправкой топливных баков и вооружением. Заказчик, по утверждению представителей сдаточной команды, остался доволен результатами.
- Заключительная посадка МиГ-29 на палубу "Викрамадитья" была совершена 2 сентября, - уточняет Игорь Леонов. - К тому времени мы приняли на борт более 400 членов индийского экипажа во главе с капитаном I ранга Сураж Бэрри. Решено, что на время ремонта в Северодинске из них останутся только 40 человек во главе с командиром. И, как было до этого, офицеры группы наблюдения ВМС Индии.
График предстоящих работ на "Викрамадитья" в лаконичном изложении Леонова выглядит так. К февралю 2013 года должны быть завершены трудоемкие операции по замене теплоизолирующей кирпичной кладки и сопутствующие ремонтные работы внутри котловых агрегатов. Для этого авианосец не потребуется никуда не перемещать - все операции будут выполнены на плаву, у причальной стенки "Севмаша". Сейчас уже начаты работы по демонтажу оборудования, заказаны необходимые материалы, включая жаропрочный кирпич, формируются дополнительно 2-3 бригады профессиональных каменщиков со специальной подготовкой.
Утверждена уже и контрольная дата - 25 апреля 2013 года - постановки авианосца в док. По словам Игоря Леонова, на докование уйдет два месяца, и это обязательная процедура перед выходом корабля в море после ремонтных работ. В доке заново осмотрят подводную часть корпуса корабля и винтовую группу. В случае необходимости в проблемных местах заменят или усилят защитное антикоррозийное покрытие.
Выход в море планируют на 3 июля. На тех же котлах, но уже с новой, качественной теплоизоляцией авианосцу "Викрамадитья" предстоит развить проектную скорость в 30 узлов и продемонстрировать свои маневренные качества, в том числе на максимальных ходах.
- Уже этим летом, при работе котлов не на полную мощность, мы имели 27-28 узлов. А когда вынужденное ограничение снимем, еще 2-3 узла "Викрамадитья" точно прибавит, - заключает Леонов. - Лично я в этом не сомневаюсь.
Тем временем
Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Дьячков в докладе вице-премьеру РФ Дмитрию Рогозину подтвердил, что для теплоизоляции котлов на "Викрамадитья" был использован огнеупорный (шамотный) кирпич китайского производства. При запуске котлов во время швартовных испытаниях у заводского причала, по словам Дьячкова, их можно было разогреть только до 40 процентов номинальной мощности. А при выходе на полную мощность во время ходовых испытаний произошло "частичное разрушение огнеупорной кирпичной кладки в топках котлов". В российских котельных установках, добавил глава ОСК, применяется асбестосодержащий картон, однако индийская сторона - как заказчик - при рассмотрении проекта выдвинула требование об исключении такого материала.
Помимо неприятности с котлами во время комплексных морских испытаний на авианосце дали сбой и некоторые другие механизмы, признал глава ОСК. В частности, вышли из строя поставленные из государств НАТО три холодильные машины, генераторы азота и еще целый ряд оборудования. "Этих поставщиков предложила индийская сторона", - констатировал Дьячков на встрече с вице-премьером, курирующим российский ОПК и военно-техническое сотрудничество с другими странами.
По словам самого Дмитрия Рогозина, ситуация вокруг "Викрамадитья" будет обсуждаться на заседание российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству в Дели и в рамках российско-индийской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, заседание которой состоится там же 15 октября. Все проблемные вопросы, связанные с новыми издержками и сроками поставки авианосца для индийских ВМС, будут разрешены до саммита Россия-Индия в ноябре 2012 года, заявил вице-премьер российского правительства.