Обозревателя "СОЮЗа" по сверкающим после ремонта залам и коридорам провел Владимир Тишуров, генеральный директор Белорусского торгово-выставочного центра на ВВЦ.
Но сначала напомним, что в бытность СССР на ВДНХ (прежнее название ВВЦ) каждая союзная республика имела собственный выставочный корпус, в котором и демонстрировала широкой публике свои народнохозяйственные победы. После распада Советского Союза эта практика прекратилась, а помещения надолго заняли разномастные торговцы-временщики, которых, естественно, нисколько не волновало будущее этих замечательных зданий.
Строения ВДНХ - а многие из них наделены статусом исторических памятников федерального значения - за минувшие годы пришли в упадок. И что с ними делать, никто толком в российском правительстве не представлял. Пока пару лет назад Владимир Путин не предложил своим коллегам из бывших советских республик взять эти павильоны в аренду на 50 лет за символическую плату - 1 рубль в год. Правда, с условием восстановить за свой счет их прежний облик. Согласились практически все, но вот вкладывать деньги в дорогостоящую реставрацию никто не торопился. Активней всех за дело взялись представители Армении и Беларуси. Армяне, правда, попросили в аренду не свой бывший павильон, а павильон горняков, а, отремонтировав его за деньги инвесторов, превратили в большой торговый центр с магазинами и ресторанами.
- Конечно, у них в чистом виде коммерческий проект, - считает Владимир Тишуров. - Мы же не пошли этим путем, а решили действовать по-другому: создать на базе павильона этакий компактный многофункциональный комплекс, оазис, если хотите, Республики Беларусь, где можно было бы представлять россиянам не только продукцию, сходящую с конвейеров наших предприятий, но и познакомить всех желающих с белорусской культурой и искусством.
И вот завершена реставрация внутренних помещений.
- Для нас это не только коммерческий проект, но и проект, показывающий нерушимое единство двух братских народов, - продолжает Владимир Тишуров. - Поэтому и восстановление павильона ведется на бюджетные средства...
На первом этапе были отреставрированы офисные помещения, а в октябре 2011 года начался второй этап - работы в главном зале.
Дело осложнялось тем, что нельзя было просто привести павильон в божеский вид и ограничиться этим. Нет. Поскольку здание архитектурный памятник, то все работы строго контролировало Министерство культуры РФ, которое жестко требовало абсолютно точного воссоздания исторического облика.
- Наиболее трудоемким стало восстановление вот этого огромного узорчатого потолка центрального зала, - показывает Владимир Тишуров. - Видите, он сейчас белого цвета, а был практически черным. Каждая плиточка прошла четырехступенчатую процедуру отмывания и отбеливания. А сколько времени у реставраторов заняла работа по восстановлению первоначального облика вот этих монументальных колонн, окон!..
- Единственно, в чем нам дали послабление, - говорит директор, - это разрешили покрыть старый пол вот этой новой керамической плиткой. Однако с тем условием, что в любой момент мы должны быть готовы снять это покрытие и восстановить первоначальное.
Впереди третий этап реставрации, в ходе которого требуется привести в порядок внешний облик павильона. Сейчас в правительстве Беларуси решается вопрос о выделении на это необходимых средств.
По словам Владимира Тишурова, наступает очень серьезный этап восстановления, поскольку многие элементы украшены майоликой, много скульптур... Требуется всему вернуть первозданный вид, а там, где утрачены те или иные фрагменты архитектуры, изготовить такие же. К примеру, изначально фасадную колоннаду, выходящую на центральную аллею ВВЦ, украшали скульптурные группы, изображавшие белорусских партизан. Они, к сожалению, потеряны и остались только фотографии.
- Работы еще очень много. По подсчетам, на восстановление внешнего облика павильона требуется еще 415 миллионов российских рублей, - говорит директор.
Это большие деньги, считает он, поскольку организация ярмарок и торговля в павильоне не приносит значительной прибыли. Сегодня уже мало кто из москвичей и гостей столицы приезжает на ВВЦ за покупками, как это было еще лет 10-15 назад. К тому же за разовый въезд на машине на территорию администрация выставочного комплекса взимает плату в 400 рублей. А много ли унесешь в авоськах в руках? Поэтому и контингент посетителей ВВЦ сегодня другой: люди все чаще приходят сюда именно как на выставку или как в своеобразный развлекательный городок, наполненный аттракционами.
- Проблем хватает, - сетует Владимир Тишуров. - Например, до того, как российское правительство приняло постановление отдать павильоны в аренду за рубль в год, с нас брали довольно приличную арендную плату. Повторяю, никакой прибыли мы здесь практически не получали, а сумма за аренду постепенно достигла 30 миллионов рублей. Почему не платили? Потому что российские власти с самого начала работ обещали решить проблему аренды. А мы, в свою очередь, предлагали зачесть задолженность в счет тех денег, которые Беларусь потратит на реставрационно-восстановительные работы, а это более 350 миллионов российских рублей только на первых этапах и еще 415 на завершающем. Для Беларуси это огромные деньги. Вопрос, увы, не решился до настоящего времени, хотя понимание наших проблем было на всех уровнях власти.
...Если попытаться заглянуть в будущее, то, возможно, когда-то страны СНГ отреставрируют, наконец, все свои прежние выставочные павильоны и соответственно заполнят их. Вот тогда ВВЦ превратится в настоящий островок бывшего СССР. Пожилые будут приходить сюда и ностальгировать по потерянной стране, а молодые - чтобы лучше понять историю и суть утраченной империи, некогда занимавшей шестую часть суши планеты Земля.
Досье "СОЮЗА"
Павильон "Республика Беларусь" (прежде - Белорусская ССР) на ВВЦ - исторический памятник всероссийского значения. Впервые построен из дерева в 1937 году к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Во время Великой Отечественной войны и до 1949 года павильон был закрыт. Возведен заново из камня к выставке 1954 года архитекторами Г. Захаровым и З. Чернышевой. Это трехъярусная постройка с монументальной колоннадой и скульптурой "Родина-мать" работы А. Бембеля. В центре фасада - декоративный щит с гербом бывшей Белорусской ССР. С начала 90-х годов здание использовалось как торговый павильон. В 2006 году ЗАО "БелТВ и ИМЦ" было уполномочено Минторгом Беларуси выступить в роли заказчика реставрации.