"50 минут о любви" - так охарактеризовали документальную ленту зрители, влюбившиеся в Марину и ее мужа, кинорежиссера Александра Гордона, которые смотрели фильм вместе со всеми.
На самом деле "Дом Марины" история о том, как спустя 54 года совместной жизни оставаться счастливыми.
На экране обычные люди в обычной жизни.
Вот Марина Тарковская в вязаной кофте вешает на бельевую веревку мокрые простыни. На шее ожерелье из деревянных прищепок. Вот ее муж ждет, когда закипит пластиковый чайник.
- Чайку не желаете? - любезничает Гордон. Позже в женском фартуке он будет разделывать курицу и зрители будут умиляться. Марина в это время в соседней комнате дает интервью японской журналистке. Александр Витальевич приоткроет дверь и, вытянувшись, по-военному, с пляшущим чертиком в глазах, доложит: "Обед готов!". Обычная жизнь. Хлопнула входная дверь в квартире и Марина кричит: "Сашуль, это ты пришел?". Впрочем, в их обычной жизни все не так идеально и приторно сладко. Герои фильма замерли у монитора. Внимательно смотрят выступление маленькой девочки в телевизионном шоу.
- Я не в восторге, - заключает Марина.
- Ты слишком строгая, - парирует муж.
- Делают из девочки неизвестно что, - негодует она.
- Марина! - не выдерживает он. - Ты всегда во всем видишь только плохое!
Но они любят, даже когда недовольны друг другом.
- Марина - счастье моей жизни, красивая женщина, - держа в руках запотевшую стопку, заявляет хозяин дома (хозяйка отмечает день рождения). - Не потому, что она моя, а объективно.
Через несколько кадров они опять поссорятся.
- Если ты будешь кричать, я оденусь и уйду, - заявляет Марина Арсеньевна.
- И я оденусь и уйду, - не уступает Александр Витальевич.
Мимолетно, невзначай в семейный быт вплетаются знаменитые родственники.
|
Видео: Александр Шансков/РГ |
- Папа дал мне самый главный совет, чтобы я не ссорилась с Андреем, - рассказывает Тарковская о знаменитых отце и брате семьи, и режет лисички. - Мне было трудно следовать этому совету. Андрей ушел из первой семьи, а я очень переживала.
- У Дали был дерзкий замысел - голый человек на голой земле, - задумчиво произнесла Марина Тарковская, когда в кинозале включили свет. - Без дополнительных аксессуаров, без музыки и фотографий. Мне нравится, что в фильме я все-время что-то режу - это же чисто женская работа. Спасибо, Дали, что ты решилась на такое дерзкое предприятие.
- Не знаю, будете ли вы ждать меня после этого фильма, - засомневалась режиссер.
- Будем, - успокаивает Марина, - компот сварим!
- Мне было очень интересно смотреть за глазами, словами, реакциями жены, - признается Александр Гордон. - За собой наблюдать было совсем неинтересно. В фильме есть пустоты, которые пока для меня непонятны.
- А я думаю, это не пустоты, - вступил в разговор композитор и атташе по культуре посольства Литвы в Москве Фаустас Латенас. - Я бы не назвал это кино документальным. Я воспринял ленту как художественный фильм. Это отрывок нашей жизни. А в пустоте секунды размышлений для зрителя. Как интересно живут эти люди в неинтересном быту! Лично мне в фильме все очень по душе. Я хотел только спросить: Марина, вы лисички потом отвариваете?
- Сразу жарю, - смеется Тарковская.
- Ну нет, минут пять их надо поварить, - советует Латенас.
- Фильм замечательный, - поделился впечатлениями литературный критик Лев Аннинский, - это прекрасный подарок Марине на день рождения. Насыщенность камеры, литовская медлительность, полное отсутствие кинотрюков и кино-попсы. Автор не усиливает наш интерес, он наблюдает эту жизнь такой, какая она есть. Эти люди находятся в магнитном поле культурных событий. Марина человек, которому посчастливилось жить возле известных людей, и это всегда опасно. Героиня фильма не хочет растворяться в знаменитости своих родственников. И в автономности Марины сквозит ужас нашей эпохи. Камера вдумывается в то, как живет русская интеллигенция в наше счастливое время. Кровь не льется, как раньше, нет лишений и потрясений. А в сознании все ждешь чего-нибудь этакого, и вроде живешь... счастливо.
- Спасибо режиссеру за то, что передал интонацию радости, - говорит психолог Ольга Маховская. - Этот фильм - "лирическая комедия". Неожиданно прекрасная. Образец того, как быть счастливыми.
- 54 года вместе - это очень много, - подытожила встречу героиня фильма. - Были моменты, когда можно было расстаться. Мне кажется, моя жизнь - это компромисс. Делать о ком-то кино очень трудно. Дали не хотела делать парадный фильм. Она хотела сделать фильм об обыкновенных людях, которые имеют отношение к необыкновенным. Ты очень хорошо разобралась во всем, - Марина повернулась к режиссеру Дали Руст, - и, знаешь что, давай снимем еще один фильм.