09.10.2012 00:00
Власть

Леонид Радзиховский: Дефицит у оппозиции не в деньгах, а в идеях

Текст:  Леонид Радзиховский
Российская газета - Федеральный выпуск: №232 (5905)
После выхода "Анатомии протеста-2" главный герой фильма Удальцов кое-как собрался с силами и объявил, что никакой встречи "с грузинскими спонсорами" у него не было.
Читать на сайте RG.RU

Гиви Таргамадзе, который, согласно "Анатомии", снабжал Удальцова весьма скромной суммой в 35 000 долл. в месяц, тоже заявил, что Удальцова не знает. А на вопрос, с кем же он все-таки встречался, ответил кратко и веско: "Я не знаю". Глухая несознанка - не слишком убедительно.

В любом случае если Удальцов не подаст в суд на НТВ, обвинив их в клевете, то тем самым он по факту признает, что в фильме приводятся подлинные факты, записанный на пленке разговор - был.

Ответ: "Не подаю в суд, потому что суд заведомо нечестный" (видно, по той же логике оппозиционеры после всех громких криков на митингах не подали ни единого заявления в суд о фальсификациях на выборах) - не проходит. Публичный суд, о котором уж точно будут кричать все СМИ, - элемент политической, пиаровской борьбы, огромное ТВ-шоу, на которые так рвется оппозиция. Как верно говорит сам Удальцов - "лучшая оборона - нападение". Ну так нападайте - если есть чем!

И, наоборот, уклоняясь от подачи иска о клевете, Удальцов в глазах миллионов (сотен тысяч) интересующихся этим делом людей публично признает правоту авторов фильма. И уничтожает себя как политика. А оппозицию - как движение с ним, Удальцовым, завязанное. Удальцов не может это не понимать. Конечно, фанаты оппозиции как всегда согласятся со своим "лидером" и только крепче возненавидят "режим" - такова уж их "протестная анатомия" мозга. Но для широкого ТВ-зрителя тоже все ясно: его обвинили, он не возразил, значит - признал.

Теперь о "разоблачениях". Не услышал я там ни про реальную подготовку к "терактам", ни про шпионаж, госизмену и тому подобные уголовные преступления. Да, есть иностранное финансирование оппозиции и, соответственно, внешнее управление теми же митингами. Наверное, это обидно для "креативного планктона" - "мы-то ходим на митинги честно, а нами манипулируют, да еще какие-то жулики из Грузии". Невкусно и ничтожно...

С другой стороны, любой нормальный человек знает, что политика - грязный бизнес. Всегда, везде.

И святая оппозиция святым духом не питается. Деньги нужны. Раз их нельзя взять внутри страны (бизнес запуган), значит, их берут вне страны. Ситуация эта ненормальная, и ее необходимо менять. Но не с помощью "разоблачений Удальцова", а реально разрешив российским бизнесменам платить таким удальцовым деньги. Желающие "саввы морозовы" отыщутся. Ну а если не найдутся - это уже и правда будут проблемы самой оппозиции.

Но реальный дефицит у оппозиции вовсе не в деньгах. Дефицит - в идеях. В доверии. В лидерах. А это все за деньги (даже куда большие, чем 35 000 долларов!) не купишь.

На первые митинги люди выходили бесплатно и охотно. А теперь выходят куда меньше, совсем другие люди (все меньше среднего класса), с совсем иным настроением. Так скоро и правда придется за деньги сгонять.

Фальстарт. Протест сдулся, слился не из-за недофинансирования. А из-за недомыслия "несогласных".

Мелки, но невкусны - сегодня в обществе такое отношение не к "разоблачениям оппозиции", а к самим ее лидерам. Об этом говорят все опросы с их твердыми отрицательными рейтингами. Можно сколько угодно зубоскалить по поводу Путина и до посинения рассказывать друг другу, какая бяка власть. Все это мертво, до тех пор пока вам нечего противопоставить Кремлю, кроме рассказов о том, какой он плохой. Оппозиция исходила из святой веры в халяву: нам вообще ничего не нужно делать! Есть игра с нулевой суммой, сообщающиеся сосуды. Что у власти убыло - то к нам автоматически прибыло. Раздражение против власти само конвертируется в симпатию к оппозиции, к Удальцову-Навальному. Расчет оказался провальным в двух смыслах. У власти за этот год очень мало что убыло. В том числе и благодаря оппозиции - морально невкусной, интеллектуально бесплодной, зато патологически самодовольной. Но если поддержка власти и уменьшается (а соцопросы фиксируют некоторое уменьшение), то эта моральная энергия никак не переходит к ругателям власти. Сообщающихся сосудов нет. Энергия просто вытекает из общества, уходит в пустоту, в энтропию.

Да, бывают минуты полного отчаяния - по серьезным или по совсем ничтожным поводам - когда моральная легитимность власти рушится "вдруг и сразу". Тогда на полном безрыбье "вдруг" всплывает черт-те кто. Так, в феврале 1917 г. "некто Стеклов" и еще несколько никому неведомых деятелей возглавили Петроградский совет, придумали "приказ N 1" по армии, который сгубил армию и Россию... Такое - бывает. Сон разума и слепой гнев народа рождают чудовищ. Но сейчас, на счастье России, нет социальной шизофрении, нет безысходного гнева, взрыва слепой ненависти масс, чтобы любой "продукт" мог сам собой всплыть наверх. Сейчас - абсолютно спокойная, мирная обстановка. В ней нужна, важна, необходима (и для страны, и для власти) оппозиция.

Сейчас люди - далеко не отчаявшиеся - могут и хотят воспринять позитивную программу. Но пение "Богородица, Путина прогони - Навального пригони" не воспримут.

Все преимущества власти очевидны - легитимность, инерция, адмресурс. Если оппозиция хочет успеха - она должна что-то и кого-то противопоставить. Иначе нормальные люди предпочтут "мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться". Так рассуждают нормальные люди. А оппозиция ничего и никого этим людям предложить не может.

Правовое государство, давайте жить по закону? Кто ж против? Все только об этом и говорят. Но чем же вы, оппозиция, докажете, что вы сами честнее власти, склонны больше соблюдать законы? Мамой поклянетесь? Ваш авторитет в обществе равен нулю. Не заработали. А тот кредит, что взяли было у части общества в декабре, - растратили. Бездарно.

"Анатомия протеста". Странная анатомия - ни мышц, ни мозга, ни скелета. Анатомия пустоты получается.

Позиция