Строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) - высокотехнологичный инновационный проект, требующий прогрессивных научных и инженерных решений. Реализация такого проекта способна повысить уровень транспортного машиностроения, а также дать возможность развития наукоемким секторам экономики. "Помимо неоспоримого экономического эффекта, мы получим и колоссальный социальный эффект, - уверен член ОП Владислав Гриб. - Если от Москвы до Твери можно будет доехать за 30 минут - коренным образом изменятся связи между городами, менталитет и уклад россиян".
Окупаемость ВСМ довольно высока. Франции, например, 30 лет эксплуатации ВСМ принесли на каждый вложенный евро 4 евро прибыли.
По подсчетам экспертов, общемировая протяженность ВСМ составляет более 17 тыс. км. Россия в скором времени дополнит эту статистику за счет реализации собственных проектов. В рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года определен полигон организации скоростного пассажирского сообщения общей протяженностью более 7 тыс. км, а также полигон организации высокоскоростного железнодорожного сообщения общей протяженностью более 6,7 тыс. км. Кроме того, готовится реализация проектов ВСЖМ-1 и ВСМ-2, а также проекта Транссиб-2 (грузовая железнодорожная магистраль), который позволит организовать доставку контейнеров от восточных до западных границ России за 7 суток. Уже разработана концепция проекта строительства выделенной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Длина трассы составит 660 км, а скорость движения может достичь 400 км/час. Время в пути сократится до 2,5 часа.
Также ожидается, что в скором времени высокоскоростное пассажирское движение свяжет города Центрального федерального округа с городами Приволжского и Уральского федеральных округов. Это связано в первую очередь с подготовкой проведения ЧМ по футболу в 2018 году. По мнению экспертов, реализация комплексного проекта создания ВСМ и увеличения транзитного потенциала России позволит достичь смещения значительной части пассажирских перевозок на отдельные высокоскоростные и скоростные линии, разделить пассажиров и грузопотоки, а также высвободить существующую инфраструктуру для пригородного пассажирского сообщения и перевозки грузов.