Оборот онлайн-ретейла в России до сих пор составляет 2% от общего объема розничной торговли, однако продолжает расти на 25% в год и, по словам аналитиков, к 2020 году достигнет 50 млрд долларов. Вместе с рынком растет и интерес инвесторов к сфере электронной торговли. В 2010 и 2011 годах электронная торговля была основным направлением венчурных инвестиций в России с общим объемом российских и иностранных инвестиций около 1 млрд долларов.
По мнению экспертов, главные критерии для инвестирования в проект электронной коммерции просты: хорошая бизнес-модель и профессиональная команда, которая ориентирована на результат и знает, каким способом реализовать свои идеи. "Хорошая команда может вытянуть не очень хорошую идею, но плохая команда никогда хорошую идею не вытянет, - считает основатель инвестиционной компании Zoom Capital Вадим Курин. - В свою очередь инвесторы должны понимать, чего не хватает предпринимателям для развития, и помогать им". Эксперт также отметил, что прежде, чем инвестировать в интернет-проект, нужно просчитать не только денежные, но и временные затраты: "Мы выделяем не только средства, но и тратим много своего времени, поэтому нужно понимать, когда проект принесет доход. Это должна быть обозримая перспектива".
Управляющий директор FastLaneVentures Джерри Калмис считает важным критерием для инвестиций в проект выбор сегмента рынка: "Очень сложно войти на рынок, где уже присутствуют несколько крупных игроков. Кроме того, инвесторы должны помнить, что в Интернете не работают многие принципы розничной торговли. Интернет-магазинам нужно строить бизнес, опираясь на постоянных покупателей, а не нагонять трафик за счет посетителей сайта".
Наиболее прибыльными сферами в Интернете является продажа бытовой техники, электроники, книг, мобильных телефонов, компьютеров и обуви. По данным EWDN, среди виртуальных товаров и услуг наибольшим спросом пользуются авиа- и железнодорожные билеты, билеты на мероприятия, а также программное обеспечение. При этом из всех видов электронной коммерции особенно быстро растет сектор продаж туристических услуг - на 70-80% в год.
Одна из тенденций российского рынка электронной торговли - копирование моделей проектов западного рынка. По словам инвестиционного менеджера VTB Capital Екатерины Птициной, многие интернет-компании пытаются копировать модели проектов западного рынка: "В таких ситуациях инвестору нужно понять, насколько успешно такая модель работает на Западе и сможет ли она быть реализована на российском рынке".
Еще одна важная тенденция рынка - переход в регионы. "Многие игроки стали больше продавать в регионах, чем в столице. Этот сектор составляет почти 50%, - рассказал Вадим Курин. - В регионах в основном представлены мультиформаты, а не чисто онлайн-магазины. Это могут быть точки доставки, где покупатели забирают товар, которые постепенно трансформируются в формат off-line-магазина со своим складом и логистической инфраструктурой".
Управляющий директор E. Ventures Russia Демиан Доберштейн считает, что у регионального сектора есть большой потенциал. "Интернет-торговля в регионах пока не очень развита, это обусловлено тем, что многие интернет-пользователи еще просто не доросли до покупок через Сеть, но они к этому в итоге придут", - объяснил он.
По результатам исследования EWDN, регионы все еще отстают от столицы, но сайты с новаторским подходом сейчас генерируют больше половины своих продаж из регионов. Также традиционные ретейлеры, такие как Auchan, Benetton, X5 Retail Group, разворачиваются на рынке электронной торговли, также растут онлайн- и офлайн-гибриды.
Несмотря на большие перспективы, российский интернет-ретейл по-прежнему имеет ряд проблем. "Создание бизнеса в Интернете сейчас обходится очень дорого. Крупный проект отличает от маленького интернет-магазина необходимость держать большой штат. Он нужен для того, чтобы делать закупки, маркетинг, отправлять сотни посылок каждый день, также нужно содержать склад. Поэтому еще один болезненный вопрос, который мешает развитию интернет-индустрии - нехватка квалифицированных человеческих ресурсов", - объяснил старший аналитик Fast Lane Ventures Андрей Куликов.
"Одно из основных направлений инвестирования связано с созданием собственных систем логистики, - говорит старший менеджер компании PriceWaterhouseCoopers Вардан Гаспарян. - К сожалению, несмотря на то, что почта прилагает усилия для модернизации, полагаться на нее как на надежный канал доставки пока нельзя". По мнению Вардана Гаспаряна, будущее за теми компаниями, которые способны осуществлять доставку товара в масштабах всей страны. Между тем мелкие магазины не исчезнут, а вольются в инфраструктуру крупных сетей.
Гендиректор и председатель правления РВК Игорь Агамирзян отметил, что в последние годы наблюдается быстрый рост венчурных инвестиций в российские интернет-компании, в частности, в проекты электронной торговли: "Идет развитие инфраструктуры рынка, от платежных систем до логистических компаний, уточняется законодательство в области Интернета, появляются отраслевые ассоциации. Все это создает предпосылки для бурного роста и качественных изменений отрасли в ближайшие годы". Пока же, по данным East-West Digital News, в России действуют 25 000 интернет-магазинов, большая часть расположена в Москве и Санкт-Петербурге.