До сих пор этот вопрос практически не поднимался. Однако учитывая, что ведущая роль в разработке системы отводится ТПП РФ, можно предположить, что в качестве ее базовых элементов предполагается использовать территориальные палаты. Полагаю, что такое решение если и возможно, то только на первоначальном этапе формирования инвестопроводящей системы, не более.
У региональных ТПП есть свои цели, задачи и методы их решения. Введение в структуру палат нового подразделения, действующего в интересах создаваемой системы, существенных результатов не принесет, а более масштабная корректировка ТПП под цели и задачи создаваемой системы может внести нежелательный дисбаланс в ее работу.
Мировая практика достаточно давно нашла принципиальное решение этого вопроса, а именно путем создания региональных агентств по привлечению инвестиций. Речь идет о создании самостоятельных организаций, открытых для контактов и развития, способных действовать оперативно и, что очень важно, в соответствии со стандартами мирового инвестиционного сообщества.
Здесь уместно сказать несколько добрых слов в адрес Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), которое в партнерстве с "Деловой Россией" разработало "Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе", подводящий нормативную базу под создание подобных агентств. В этом документе прямо сказано: "В субъекте Российской Федерации должна функционировать на регулярной основе специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами". Что же касается учредителей агентства, то в стандарте указано, что "учредителями выступают органы исполнительной власти субъекта РФ. Наблюдательный совет (совет директоров) специализированной организации возглавляется высшим должностным лицом субъекта РФ".
Это требование стандарта справедливо и полностью обосновано. Мировая практика функционирования агентств по привлечению инвестиций, а они бывают национальные, региональные, городские и т.д., позволяет четко проследить, что в отсутствие государственной поддержки эффективность подобных организаций существенно снижается. Причем вне зависимости от уровня развития и местоположения страны.
Но и полностью государственная структура в данном случае нежелательна. Наиболее оптимальное сочетание - это государственно-частное партнерство, которое будет обеспечено включением в состав учредителей наряду с государственными структурами и торгово-промышленных палат.
Так что наиболее предпочтительно в качестве базовых элементов инвестопроводящей системы России выбрать региональные агентства по привлечению инвестиций, основными учредителями которых должны стать орган исполнительной власти субъекта РФ, ТПП РФ и региональная палата. В этом случае каждый из учредителей сможет внести в создание и работу агентства необходимую лепту. О важнейшей роли органа исполнительной власти региона уже сказано. Региональная ТПП сможет обеспечить агентству тесную взаимосвязь с деловыми кругами региона, зарубежными партнерами, инвестиционными институтами и международными организациями.
Очень важно вхождение в состав учредителей агентства ТПП РФ, которая сможет обеспечить централизованное, оперативное и эффективное содействие деятельности регионального агентства при решении многих проблем - от внедрения новых форм и методов работы до тиражирования типовых решений, что позволит существенно снизить текущие затраты агентства. Судя по собственному опыту, содействие ТПП РФ может оказать весомое влияние на экономический эффект работы агентства.
Кстати, предлагаемая сеть региональных агентств по привлечению инвестиций при необходимости может быть модернизирована, например, за счет создания окружных агентств по привлечению инвестиций в федеральных округах РФ. При этом открываются хорошие перспективы сотрудничества с инвестиционными уполномоченными в этих округах.
Немаловажный аспект: на привлечение каких инвестиций следует ориентировать создаваемые агентства? Только российских, только иностранных или и тех и других? По данным Росстата, в 2011 году в экономику России поступили иностранные инвестиции в объеме 190,6 млрд долларов. В тот же период из РФ за рубеж было инвестировано 151,7 млрд долларов. Причины у этого явления разные, но я уверен, что одна из них состоит в том, что некоторые российские инвесторы, может быть, и хотели инвестировать в отечественную экономику, но не получили необходимой поддержки или не нашли у себя в регионе привлекательный проект.
Стало быть, агентства по привлечению инвестиций, создаваемые в рамках инвестопроводящей системы ТПП РФ, следует ориентировать на привлечение как иностранных, так и российских средств. Причем формы и методы работы агентств должны быть выбраны такие, чтобы отечественный инвестор поверил, что его деньги не менее важны для российской экономики, чем иностранные. Агентства должны располагать всей необходимой информацией и инструментами для поддержки отечественных инвесторов, чтобы создать единую комфортную среду для развития инвестиционной деятельности в регионах и России в целом.