- Год на год, конечно, не приходится, один может выдаться неудачным, к примеру, для торгового предприятия, но если оно работает себе в минус на протяжении трех лет, оно давно бы обанкротилось, - заметила начальник управления статистики затрат и выпуска Росстата Наталья Устинова. - Мы с налоговой службой этот вопрос обсуждали, - рассказала глава Калининградстата Галина Чурикова. - Возможно, таким образом предприниматели действительно уходят от налога на прибыль. Но есть и другое объяснение: в Калининградской области много субъектов малого бизнеса, причем торгового. Почти все оптовики последний год показывают убытки, что близко к истине. Чего нельзя сказать о сервисных организациях.
С коллегами не согласился руководитель Петростата Олег Никифоров. Ситуация, подобная калининградской, характерна далеко не для всех регионов страны. Совершенно иная картина складывается и в Санкт-Петербурге. Поэтому списывать отрицательный финансовый результат деятельности предприятий на укрывательство от налогов, по мнению Никифорова, будет неверным. Сейчас объективно растут издержки. Затраты на грузовые перевозки за первое полугодие 2012 года увеличились на 4,7%, дорожают топливно-энергетические ресурсы. Прибыль соответственно уменьшается. Однако роста числа убыточных предприятий в Санкт-Петербурге не фиксируется.
Эта тема возникла в ходе обсуждения первичных данных всероссийского исследования - выборочного статистического наблюдения за затратами на производство и реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов.
- Когда мы проанализируем полные данные по затратам российских предприятий, мы будем точно знать, какую часть в цене российской продукции составляет торговая наценка, а какую - транспортировка, поймем, какова доля налогов в себестоимости, - поделилась своими выводами Наталья Устинова. - Самое главное, что таблицы "затраты-выпуск" позволят моделировать перспективу и последствия принимаемых решений.
Как повлияет на экономику в целом и на изменение ее структуры снижение или повышение НДС на один процент? Или увеличение (уменьшение) пошлины на тот или иной товар? Ответы на эти и другие вопросы можно будет получить в 2015 году, когда исследователи завершат работу по обработке сведений выборочного статнаблюдения.