09.10.2012 00:50
Экономика

В открытом правительстве обсудили стратегию развития пенсионной системы

На площадке открытого правительства обсудили стратегию развития пенсионной системы
Текст:  Сергей Топорков
Российская газета - Столичный выпуск: №232 (5905)
Пенсионная реформа уже начата, несмотря на то, что несколько базовых определений не сформулировано, а три ключевых момента этой реформы до сих пор вызывают дебаты среди экспертов. Своим видением ситуации вчера делились представители власти и бизнес-сообщества. При бесспорном стремлении к диалогу найти точки пересечения было довольно трудно - слишком разные варианты предлагали представители государства, бизнеса и, собственно, будущих пенсионеров.
Читать на сайте RG.RU

"Мы подготовили проект стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, направили его президенту и приступили к широкому обсуждению, - сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин. - Имеем задание по его итогам внести коррективы в стратегию".

Топилин уточнил, что некоторые вопросы уже подготовлены и отправлены в Думу, и предложил сконцентрироваться на нерешенных темах - "как мы будем реформировать институт досрочных пенсий, вопросы, связанные с накопительной частью". "Вопрос в технологии решения", - пояснил министр.

Оказалось, что именно в области технологии решения разногласия настолько радикальны, что из них будет довольно сложно составить компромиссный вариант. Заместитель Топилина Андрей Пудов презентовал стратегию в том виде, в котором она передана президенту, отметив, что пенсионная реформа началась в 2002 году. "Мы пришли к необходимости развития пенсионной системы", - сообщил замминистра и перешел к проблемам.

В их числе - отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера пенсий на приемлемом уровне и финансовая несбалансированность пенсионной системы: количество плательщиков снижается, число получателей постоянно растет. Но это международная тенденция. Характерной российской проблемой стали риски, связанные с сохранностью накопительного элемента пенсий. Финансовые институты, которые должны с ней работать, так и не получили должного развития.

Еще одной темой, по словам замминистра, должно стать сохранение института досрочной пенсии - при том, что на сегодня не определен полноценный страховой источник для их обеспечения. "Из 3,2 млн "досрочников" продолжают работать 2,4 млн. Досрочная пенсия как замещение утраченного дохода полностью утрачивает смысл". "Надо решать вопросы с действующей пенсионной формулой".

Далее замминистра перешел к позиции министерства по главным темам. "Основной принцип - обязательность уплаты единого для всех страхового тарифа, - сообщил он, имея в виду, что льготные категории перестанут быть льготными для Пенсионного фонда. - Кроме того, предлагаем в краткосрочной перспективе изменить подход при формировании прав самозанятых. Поэтапно повышать страховые взносы с 35 тысяч в 2013 году до 40 тысяч в 2014-м и 48 тысяч в 2015-м".

Позиция министерства по изъятию 4% из накопительной части пенсии в солидарную пока осталась неизменной. Оставшиеся 2% министерство предлагает оставить на усмотрение плательщика - "участвовать всем платежом в солидарной системе или пенсионного обеспечения в рамках добровольных накоплений".

Замминистра сообщил также, что рассматривается введение трудового стажа и учета заработной платы. "На 1-м этапе говорим, что нормативный стаж должен начинаться от 30 лет с поэтапным увеличением до 40 лет", - сообщил Пудов.

"Как результат ставим задачу для социального блока к 2030 году выйти на коэффициент замещения 40% и средний размер пенсии не меньше, чем 3 средних прожиточных минимума пенсионера", - заключил министр, оговорившись, что предполагается также увеличение уровня облагаемой зарплаты, стимулирование позднего выхода на пенсию и создание трехуровневой модели пенсионной системы. В ней государственный компонент пенсии замещает 40% трудового дохода, корпоративный - до 15% и еще 5% формируются добровольно за счет личных накоплений.

Глава РСПП Александр Шохин выступил с мягкой критикой проекта. "Мы решаем проблему, исходя из фискальных соображений, - отметил он. - Когда минздрав предлагал до 34% повысить страховые платежи, речь шла об источниках для ПФР. Должны быть стратегия и корректировка. А к ним уже нужно подверстывать предложения. Сейчас телега впереди лошади. Приняв решение о повышении страховых платежей для досрочников, мы не ответили на вопрос, как будет построена вся система".

Руководитель ЦСР Михаил Дмитриев порекомендовал обратиться к уже имеющимся проектам, которые почему-то остались без внимания. "Пенсионный раздел стратегии-2020 и стратегия развития пенсионной системы - эти документы содержат другой взгляд на развитие системы, - напомнил он. - Было бы логично избежать безальтернативности". По его мнению, на данном этапе необходимо сконцентрироваться на формуле пенсии. "Этот вопрос имеет принципиальнейшее значение и для человека, и для системы в целом, - убежден Дмитриев. - И исходя из имеющихся вариантов, можно предположить, что акцент балансирования пенсионной системы делается на постепенном уменьшении среднего размера пенсии по мере старения населения. Дефицит бюджета планируется сократить, значит, размеры пенсий будут снижаться. Как эту проблему решает новая формула, неясно".

По мнению аналитика, думать о демонтаже накопительной пенсионной системы преждевременно. Он рассказал, что в Швеции государственный пенсионный фонд 100% накоплений первого года работы человека инвестирует в рынок акций, и каждый год выводит по 3% в акции с фиксированной доходностью. "В России нет проблем вложения ни в акции, ни в облигации".

С необходимостью более тщательной проработки пенсионной реформы согласился и министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов. "Дефицит пенсионной системы - примерно 2,8 трлн рублей, - напомнил он. - Если руководствоваться тем, что сбалансированность достигается ликвидацией накопительной системы, - это даст примерно 500 млрд. А что с остальными 2,3 трлн? Нам важна полная картина, а обязательства бюджета будут нарастать с учетом увеличения пенсионного возраста. Вот это требует ответа".

Министр сообщил, что в ближайший месяц эксперты сконцентрируются на работе вокруг этих тем. Особое внимание он предложил обратить на проблему пенсий "досрочников" и самозанятого населения. "Фактически разговор при определении формулы касается самозанятых в классическом понимании, и граждан из "серого" сектора экономики - на них будут распространяться те же пенсионные правила. Это один из основных вопросов - как сделать систему прозрачной и эффективной с точки зрения вовлечения в пенсионный оборот того, что находится в условно серой зоне и неправильно мотивируется правилами, которые мы формируем".

Пенсии и пособия