Главной темой было ужесточение мер именно в отношении тех, кто пьяным садится за руль. Известный юрист Анатолий Кучерена вкратце пересказал обсуждение этой темы на совещании у главы правительства Дмитрия Медведева, сообщив, что к единому мнению так и не пришли. Но и на заседании общественной палаты общей точки зрения найти не удалось.
Так, например, общественный активист Петр Шкуматов рассказал, как в Германии борются с такими нарушениями. Он привел данные исследования немецких институтов на тему безопасности. По его словам, самая действенная мера - это не лишение прав, а экономическое воздействие - огромные штрафы. Немцы провели исследование, согласно которому лишение прав больше чем на год абсолютно неплодотворно. Человек вновь сядет за руль, несмотря на то, что у него нет соответствующего документа. Гораздо более эффективно взыскание огромного штрафа.
У нас человек оттрубил свои полтора года без прав, приходит в ГАИ и получает их обратно. В Германии за полгода он должен пройти курс у психотерапевта, а потом сдать экзамен, который в буквальном переводе называется тест на идиота. Если он его не сдаст - права не получит. Будет назначен новый курс.
У нас в стране проблема сложнее. По словам главы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадия Онищенко, в России более 2,5 миллиона "официальных" алкоголиков. А есть подверженные систематическому пьянству. Необходимо всех их поголовно лишать прав.
Проблема в том, что алкоголизм - болезнь неизлечимая чисто по физиологическим параметрам. Но у людей, подверженных этому заболеванию, есть стойкие рецессии. Так что же, запретить им навсегда садиться за руль?
По словам сенатора от Карелии Владимира Федорова, в недавнем прошлом начальника ГАИ России, необходимо вернуть нормы промилле. Это прописано в международных актах, которые Россия подписывала. В 90-х годах каждое четвертое ДТП совершалось пьяным водителем - это 25 процентов от всех аварий. Уже в 2000 году таких ДТП было 14 процентов. Сейчас - 7,5 процента.
Мы движемся в правильном направлении, заявил Федоров. Но, к сожалению, мы не можем решить вопрос с систематическим нарушением правил. Именно поэтому стоит вводить ответственность в зависимости от степени опьянения, а самую жесткую ответственность - за повторные нарушения.
В Литве, например, за легкое опьянение - штраф, за среднее - лишение прав и штраф, за тяжкое - большой срок лишения прав и большой штраф. И эта система дает ощутимые результаты. Однако Федоров высказался против конфискации автомобиля.
В то же время Геннадий Онищенко был полностью за то, чтобы задерживать у таких нарушителей машину. "Не важно, что машина принадлежит не одному человеку, а семье, - сказал Онищенко. - Этот человек думал о семье перед тем, как сесть за руль?"
Также Онищенко высказался против возвращения промилле. По его словам, наше население еще не готово к такому шагу. "А если кто-то любит кефир, то пусть выбирает: или кефир, или управление автомобилем", - заявил Главный санитарный врач.
Тем не менее большинство участников этого заседания общественной палаты поддержало возвращение четкого определения пьянства.
Осталось понять, в каком документе и в каком виде оно будет отражено.