11.10.2012 00:05
Культура

Группа "Стары Ольса" каждый год устраивает "средневековые" дискотеки

Группа "Стары Ольса" импровизирует и реставрирует
Текст:  Андрей Васянин (vasianin@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №38 (570)
Кто с лютней, кто с волынкой, кто с тяжелым барабаном на двух наплечных ремнях - музыканты на сцене встают в ряд, начинают играть, и ты оказываешься то ли на средневековом балу, то ли в придорожной корчме. Минская группа "Стары Ольса" вот уже много лет играет средневековую белорусскую музыку, возвращает слушателям старинные народные баллады и придворные танцы.
Читать на сайте RG.RU

С основателем и лидером группы Дмитрием Сосновским побеседовал обозреватель "СОЮЗа".

Дмитрий, несколько раз в год ваша группа проводит так называемые средневековые дискотеки. Объясните: что это такое?

Дмитрий Сосновский: Это концерт старинной танцевальной музыки в клубе. Там люди могут все приметы средневекового отдыха почувствовать на себе. Мы играем, в зале только пиво и вино - в те века не было крепких напитков, приглашенные нами артисты из разных театров танцуют средневековые танцы, и люди вместе с ними могут их разучить. Мы стараемся восстановить атмосферу средневековой корчмы, ведь современный клуб, по сути, та же корчма. В следующий раз многие уже приходят в старинных костюмах, весь танцпол исполняет средневековые танцы, со сцены мы провозглашаем старинные тосты...

И что за люди приходят на эти дискотеки?

Дмитрий Сосновский: На недавний концерт в Полоцке пришли и пенсионеры, и студенты, и хиппи, и панки, и любители тяжелого рока...Современные инструменты, электронные или клавишные, звучат слишком правильно, ровно и сегодня, когда люди "наелись" этого "пластикового" звучания, им, наверное, захотелось живого звука. А старинные инструменты, меж собой чуть-чуть не "строящие", эту живую атмосферу создают.

Вы начали играть эту музыку с желанием погрузиться в ту эпоху?

Дмитрий Сосновский: Есть разные формы исторической памяти: кто-то занимается археологией, кто-то - народной музыкой, кто-то - палеографией, люди идут в рыцарские клубы, чтобы пережить события, связанные с воинской культурой. Я перепробовал все и понял, что - да, больше всего эмоций, наибольшее приближение к той эпохе дает именно музыка.

Историк по образованию, в группе вы играете на волынке...

Дмитрий Сосновский: Тема моего диплома - "Причины возникновения Великого княжества Литовского". А еще у нас в группе есть повар, автомеханик, программист. Волынку - она же дуда - мне стоило лишь раз услышать вживую, и она навсегда стала для меня любимым инструментом. У латышских мастеров я учился сам делать дуды, а когда знаешь устройство инструмента, на нем и учиться играть получается быстрее.

До эпохи барокко музыкант не знал, что он сыграет, когда придет на пир в корчму или к феодалу, он менял мелодию по ходу исполнения.

В списке инструментов, используемых группой, масса незнакомых названий. Например, тромбамарына, шалмей...

Дмитрий Сосновский: Тромбамарына - это прототип контрабаса, смычковый инструмент с толстыми басовыми струнами, он заполняет у нас низкие тембры. А шалмей - это прототип жалейки. Некоторые инструменты, которые мы используем или хотели бы использовать, физически не сохранились, и увидеть их можно только на фресках, гравюрах, миниатюрах. Мы их или делаем сами или передаем эскизы мастерам.

Это уже не просто музыка, а исследовательская работа получается.

Дмитрий Сосновский: А у меня уже три книжки вышло - последняя, "История белорусской музыкальной культуры XIX-XX веков", была презентована весной в Минске. "Стары Ольса" - это своего рода научная лаборатория: беря в работу какую-то тему из "Полоцкой тетради" (нотная рукопись, содержащая канцоны и танцевальные номера западного и восточно-европейского происхождения, уникальный памятник польско-белорусской культуры XVII века. - Ред.), мы опираемся на исторические музыкальные данные, не позволяем себе играть сочиненных мелодий, а только аранжируем уже написанное средневековым автором.

Наверное, это не так-то просто.

Дмитрий Сосновский: До эпохи барокко музыка была формой публичной импровизации, музыкант не знал, что он сыграет, когда придет на пир в корчму или к феодалу, он менял мелодию по ходу исполнения. В той же "Полоцкой тетради" во многих композициях прописана только начальная фраза, много где отсутствуют такты, длительности нот, иногда даже тональности нет и поэтому любая работа над средневековой композицией подразумевает личный творческий вклад. Так что, развивая старинную мелодию надо претендовать на известную долю аутентичности, и поэтому я всегда подчеркиваю, что мы только учимся. Я бы оценил 13 лет существования группы как первый этап освоения инструментов. А уровень той самой средневековой импровизации - где-то там, за горами...

То есть ваши концерты - часть той же лабораторной работы?

Дмитрий Сосновский: Без выступлений нам невозможно двигаться вперед. Играть концерты - такая же необходимая вещь для восстановления средневековой музыки, как и расшифровка ее нотных записей.

А ваша задача на концертах - развлечь или просветить публику?

Дмитрий Сосновский: Думаю, разделение тут невозможно. Развлечение было первой функцией средневековой музыки, но в нашей ситуации это еще и просвещение. Мы и развлекаем людей и даем им возможность поразмышлять.

Между тем из ваших мелодий получились бы отличные рингтоны для мобильников...

Дмитрий Сосновский: А мы начинали эту работу и только из-за проблем с авторскими правами приостановили контакты с российскими покупателями. Но в Москве получить на рингтон музыку "Стары Ольса" можно.

Фолк