Покушение на Малалу произошло в ее родном городе Мингора. Вместе с подругами она возвращалась домой на школьном автобусе, когда их остановил вооруженный человек в маске. Он спросил у пассажирок, которая из них Малала, и выстрелил ей в голову и шею. Попутно были ранены еще две школьницы.
Состояние 14-летней девушки врачи называют крайне тяжелым. Хирургам удалось извлечь пять пуль, которые, к счастью, не задели мозг и другие жизненно важные органы. Однако Малала остается в коме, и ей срочно нужны новые операции. Президент Асиф Али Зардари, который назвал раненую "своей дочерью и дочерью Пакистана", распорядился отправить ее для лечения за границу. Это необходимо и для безопасности Юсуфзай.Ответственность за преступление взяла на себя организация "Техрик Талибан-и-Пакистан" - местная ячейка движения талибов. Боевики объявили, что юная Малала, выступавшая за право пакистанских девочек на образование, "наказана за распространение западных ценностей".
Напомним: летом 2009 года пакистанские военные выбили радикальных исламистов из долины реки Сват на северо-западе страны, где те фактически безраздельно правили. Однако стабильность в регионе была скорее видимой.
Среди тех, кто открыто призывал к борьбе с талибами и их порядками, был директор средней школы и местный правозащитник Зияуддин Юсуфзай, отец Малалы. Очевидно, что именно с его подачи дочь также активно втянулась в публичную антиталибскую кампанию. Юсуфзай поддерживал выступления Малалы на местном и общенациональном телевидении, в разнообразных ток-шоу, где она размышляла о судьбах родины, и, судя по всему, был "промоутером" нашумевшего дневника тогда еще 11-летней девочки. Он был опубликован в 2009 году на портале BBC на урду под псевдонимом "Гюль Макаи" (в переводе значит "Василек" - по имени героя народной сказки) и стал сенсацией. В своем блоге Малала описывала жизнь в долине реки Сват, оказавшейся под властью талибов. В частности - как те приказали закрыть все женские школы.
"Мы специально ходили на уроки не в форме, а обычной одежде, чтобы не вызывать подозрений, а учебники проносили под платками", - вспоминала Малала. И признавалась, что ей было очень страшно.
Как показывает опыт Афганистана и приграничных зон в Пакистане, которые контролируют радикальные исламисты, они не останавливаются ни перед какими зверствами. Ужасающие вести о том, как террористы взрывают школы и травят учениц, стали обыденной реальностью для здешних мест. Малала Юсуфзай, которую пытались убить талибы, тем более не была рядовой школьницей.
В 2011 году она получила Национальную премию мира от пакистанского правительства, которое не могло не поощрить юную правозащитницу. У нее было множество поклонников, в том числе на страничке в сети Facebook. Там Малала писала об образовании и спорте (девочка была отчаянной болельщицей за пакистанскую футбольную сборную), а также о политике. Она не раз признавалась, что хотела бы не только получить докторскую степень, но и стать "серьезным честным политиком", а нынешнее правительство упрекала за "пассивность". А еще - мечтала открыть на родине центр по реабилитации пакистанских девочек из маргинальных семей, чтобы у них было будущее.
Теперь многие рядовые пакистанцы молятся за будущее самой Малалы. "Ты отважная девочка, и Господь поможет тебе", - пишут сочувствующие в "фан-группе" Малалы Юсуфзай.