Еще пять лет назад водители Бишкека и представить себе не могли, что когда-нибудь им придется стоять в пробках. Но прогнозы пессимистов, предупреждавших тогда, что увеличивающееся месяц от месяца количество автомобилей в городе рано или поздно приведет к транспортному коллапсу, сегодня начинают сбываться. Утром и вечером, в часы, когда люди направляются на работу, а после - домой, центральные трассы буквально закупориваются. Время, которое автовладельцы тратят на поездки в Бишкеке от одного пункта до другого, растет в геометрической прогрессии и с пугающей быстротой.
Ситуация осложняется тем, что в арсенале городских властей нет действенных методов борьбы с пробками на дорогах. Все - из-за отсутствия денег в казне столицы. Дорожная инфраструктура, оставшаяся в наследство с советских времен, не вмещает резко выросший за последние несколько лет поток автомобилей. По оценкам ГУБДД республики, сегодня только в одном Бишкеке ездят больше 160 тысяч машин. А дороги рассчитаны на беспрепятственный пропуск половины от этого количества.
Необходимо срочно расширять и удлинять старые трассы, строить новые дорожные развязки и стоянки для "железных коней" бишкекчан и гостей столицы. Кстати, неправильная парковка - также одна из причин появления пробок. Но в Главном управлении безопасности дорожного движения страны лишь разводят руками - эвакуаторов на всех не напасешься, да и снимать номера с машин тоже не выход из положения. Все-таки большинство водителей паркуется, нарушая правила дорожного движения, не по своей воле, а из-за отсутствия в городе, особенно в центре, парковочных мест.
В мэрии Бишкека осведомлены о проблеме пробок на дорогах. И знают, что определенная доля ответственности за ее благополучное решение лежит на муниципалитете. Еще в марте 2012 года мэр столицы Иса Омуркулов делился планами по разгрузке дорожного трафика на центральных улицах города.
- Наша первостепенная задача - отремонтировать максимальное количество улиц, продлить их, если есть необходимость, разгрузить таким образом центральные магистрали, - сказал Омуркулов. Однако, по его мнению, решить проблему пробок только путем ремонта дорог невозможно. "Необходимо увеличивать штрафы за нарушение правил дорожного движения. Маршрутки останавливаются в неположенных местах, автомобили паркуют где попало, все это препятствует движению и создает пробки. Штрафы будут эффективным решением проблемы наряду с ремонтом сквозных улиц", - заявил градоначальник.
Впрочем, 2012 год подходит к концу, но нет ни увеличения штрафов, ни обещанного мэром капитального ремонта трасс. Водители, понимая, что городские власти не спешат им на помощь, начали предлагать свои варианты разгрузки улиц. На республиканских интернет-форумах развернулась жаркая дискуссия. Одни пользователи считают, что ситуацию может спасти разделение организаций на несколько категорий по времени начала работы. "Одни могли бы начинать в семь утра, вторые - в половине восьмого, третьи - в восемь и так далее. Выезжая на работу в разное время, люди не будут мешать друг другу", - предлагают они. Им возражают: на это не пойдут работодатели. Они охотнее будут наказывать рублем сотрудников за опоздания, нежели согласятся менять временные графики.
Другая группа водителей предлагает использовать опыт зарубежных стран. "Надо сделать как в Европе. По четным дням запретить выезд на дороги автомобилям, у которых номер начинается или заканчивается на четную цифру", - говорят они.
Есть немало и тех, кто просто требует ужесточения ответственности за нарушения ПДД и принятия мер для повышения культуры вождения на дорогах города. "Нужно не выдавать права кому попало, откорректировать работу светофоров и жестко штрафовать всех, кто неправильно паркуется. Особенно это касается микроавтобусов, которые сажают и высаживают пассажиров, где захочется, препятствуя при этом общему движению на трассе. А о том, чтобы водители уступали друг другу дорогу, вообще и речи нет. Прут, как на таран, а врезавшись, начинают разборки, выясняя, кто виноват", - рассказывают участники обсуждения.
С последними, кстати, согласен и глава ГУБДД республики Талантбек Исаев. "Мы, прежде всего, сами должны научиться соблюдать правила дорожного движения и научить водителей, чтобы они уважали друг друга. У наших водителей нет культуры вождения, и поэтому на дорогах возникают заторы", - считает Исаев.
Общественная дискуссия по поводу пробок на дорогах продолжается. А в республике уже действует один негосударственный проект, призванный разгрузить трассы столицы. Речь идет о совместном использовании личного автотранспорта. Регистрируясь на одном из местных сайтов, вы оставляете свои данные и уведомляете о маршруте следования. Если вам с кем-нибудь по пути, то можете рассчитывать на то, что вас подберут и доставят до пункта назначения. В отношении экономии средств, которые тратятся на бензин, интернет-ресурс оказался эффективен. Но что касается исчезновения пробок или хотя бы уменьшения их количества, - увы, нет. Как ни крути, а без решительных действий со стороны городских властей и ГУБДД не обойтись.
Между тем
Начальник ГУБДД рассказал, как ведут себя водители в темное время. Талантбек Исаев принял участие в ночном рейде и поделился своими впечатлениями от увиденного. "Ночью на дорогах столицы творится кошмар. Много пьяных за рулем, которые сбивают пешеходов насмерть", - сказал он. По его данным, за три дня проверки выявлено более одной тысячи нарушений правил дорожного движения. В частности, 27 водителей задержаны за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии; 27 - за управление транспортом без документов; 6 - за управление авто с самовольно снятыми государственными номерными знаками; 120 - за нарушение правил пользования ремнями безопасности; 74 - за нарушение правил пользования телефоном.