Зачем вообще нужна реформа? Ответ прост. В большинстве развитых стран, как и в России, основной является солидарная пенсионная система, когда работники платят страховые взносы с зарплат, которые идут на выплату текущих пенсий. Такие системы работают устойчиво, когда много работников "кормит" относительно мало пенсионеров. Но население стареет, пенсионеры живут дольше, и их число по отношению к работающим растет. Денег в расчете на одного пенсионера становится меньше. Государство вынуждено сокращать пенсионные расходы (в Европе с этой целью повсеместно поднимают пенсионный возраст и сокращают пенсионные обязательства). Для России критическими станут 2028-2030 годы, когда число пенсионеров "догонит" и сравняется с числом работников - так называемый "демографический крест".
Вот почему правительство заранее ищет варианты, как сбалансировать пенсионную систему, чтобы денег хватало на всех пенсионеров. В то же время нельзя забывать и о том, что увеличение пенсионного тарифа повышает нагрузку на экономику. Перегнуть палку ни в том, ни в другом направлении нельзя - именно поэтому вокруг реформы не утихают горячие споры.
Что предлагается? Российская пенсионная система станет трехуровневой (рис. 2) База - государственная пенсия, обеспечит доход на уровне 40% от среднего заработка. 2-й уровень - корпоративные пенсии. Их сформирует, дополнительно заплатив, работодатель (возможно, совместно с личными отчислениями работников). Наконец, 3-й уровень - личные накопления станут частной добавкой к пенсии - речь идет примерно о 5% от средней зарплаты.
Самая главная новация стратегии - новая пенсионная формула, в которой будет отражена зависимость пенсии от трудового стажа (сейчас минимальный стаж составляет 5 лет). Схематически ее назвали "40-20-40-20": если работник платит в течение 40 лет 20% от своего заработка, то получает пенсию в размере 40% от утраченного заработка в период выплат за 20 лет. Если начать работать в 20-25 лет, 40 лет стажа образуется к 60-65 годам. Правда, детали формулы еще уточняются: для того, чтобы ее утвердить, по словам вице-премьера Ольги Голодец, потребуется широкое общественное обсуждение.
Должна поменяться и тарифно-бюджетная политика. Пенсионный тариф должен стать единым для всех, уже с 2013 года начнут повышать процент отчислений для самозанятых (рис. 3). В конце концов индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и проч. смогут платить на равных с наемными работниками - и тогда их пенсии будут адекватны остальным трудовым пенсиям (рис. 4).
Серьезно меняется институт досрочных пенсий. В ближайшее время предлагается ввести дополнительный тариф за "вредные" рабочие места, за счет которого будут получать пенсии отработавшие по 1-му и 2-му спискам. В перспективе все "вредные", "северные" и прочие льготные пенсии станут корпоративными - работодатель (возможно, вместе с личными взносами работника) доплатит за каждое "вредное" место (рис. 5).
Наконец, радикальные изменения должны произойти в накопительном компоненте. На 2013 год предполагается сократить накопительный взнос с 6 до 2% в пользу солидарной части, а в дальнейшем предоставить гражданам право выбора - направить 2% в накопительную часть или все 6% оставить в солидарной. То есть накопление станет не обязательным, как сейчас, а добровольным. Этот момент серьезно критикуется финансовыми структурами и работодателями. Кроме того, о важности аккуратного обращения с накопительным сегментом пенсионной системы говорил президент Путин, возвращая документ на доработку.
Для индивидуальных накоплений, кроме того, предполагается расширить инструменты - копить можно будет не только с помощью пенсионных фондов (как государственного, так и НПФ), но также при участии других финансовых институтов - банков, страховых компаний (рис. 6).
Проект стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ читайте на сайте "РГ".
Соотношение числа работников и пенсионеров
Трехуровневая пенсионная модель