12.10.2012 00:47
Экономика

У авиакомпаний появится возможность уменьшить расходы на топливо

В крупных аэропортах появятся альтернативные топливно-заправочные комплексы
Текст:  Юлия Кривошапко Елена Кукол Роман Маркелов Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №236 (5909)
У авиакомпаний появится возможность уменьшить расходы на топливо, а значит, и повод снизить цены на билеты. Требования, касающиеся работы в аэропортах альтернативных топливо-заправочных комплексов, утвердят до конца года.
Читать на сайте RG.RU

Речь идет о поправках в правила недискриминационного доступа, которые разработала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По этому документу в тех аэропортах, где ежегодный пассажиропоток превышает один миллион человек в год, должно быть не меньше двух топливно-заправочных комплексов. Для аэропортов, пропускающих больше пяти миллионов человек в год, требование другое - минимум три ТЗК.

ФАС уже согласовала поправки с минтрансом. Сейчас их рассматривают другие ведомства. В антимонопольной службе ожидают, что документ будет утвержден до конца года.

В 18 аэропортах страны сейчас есть альтернативные ТЗК. Но не все из них действующие. К примеру, Московский авиаузел. В двух его аэропортах, где вроде бы по два топливно-заправочных комплекса, на самом деле работает по одному. Например, в Шереметьево построен второй ТЗК, но инфраструктуру никак к нему подключить не могут, рассказал "РГ" источник, знакомый с ситуацией. Во Внуково тоже работает только один ТЗК. Конечно, поставщиков топлива в этих аэропортах много, и авиакомпании могут хранить "горючку" в резервуарах аэропорта, но "заправкой в крыло" занимается одна фирма в Шереметьево и по одной цене, если у авиакомпаний не заключены долгосрочные контракты и нет скидки на керосин. Или же нет своей собственной дочерней компании, которая занимается "заправкой в крыло", как у "Аэрофлота". Такая же ситуация во Внуково, утверждает источник.

В аэропорту Домодедово, который принадлежит частным владельцам, пока один ТЗК, но заправкой самолетов занимаются две компании. У каждой свои тарифы на эту услугу. Конечно, они отличаются не разительно, но какая-никакая конкуренция все-таки присутствует, констатировал источник.

За чей счет будут строиться альтернативные ТЗК, пока не ясно. А это важный вопрос, поскольку такие проекты стоят недешево. Цена вопроса зависит от объемов ТЗК, нагрузки на аэропорт и многих других факторов. Например, во Владивостоке потратили четыре миллиарда рублей, в Нижнем Новгороде - 400 миллионов рублей, а в Челябинске - всего 180 миллионов.

В аэропортах, где топливно-заправочные комплексы конкурируют между собой, авиакеросин примерно на 10 процентов дешевле. То есть появление альтернативных ТЗК позволяет авиакомпаниям заметно снизить расходы на топливо. Так как его доля в стоимости авиабилетов составляет в среднем 35 процентов, можно предположить, что у перевозчиков появится серьезный повод снизить цены на билеты.

Впрочем, эксперты сомневаются, что это действительно произойдет в ближайшем будущем. Важный момент в формировании стоимости топлива - независимость ТЗК от нефтяников, отмечают они. Если в аэропорту будет два ТЗК, принадлежащих крупным производителям топлива, падения стоимости тонны керосина ожидать сложно.

Для снижения цен нужно обязать нефтяников на постоянной основе продавать на бирже 10-15 процентов авиакеросина, который они производят, полагают эксперты. Сейчас же торговля идет неравномерными объемами. Это не позволяет определить реальную рыночную стоимость керосина.

По прогнозам главы аналитического отдела "Авиапорт" Олега Пантелеева, авиатопливо может реально подешеветь лишь через несколько лет. Да и то если акцизная политика в отношении нефтепродуктов останется прежней. "Дизельное топливо и авиакеросин будет выгоднее производить, чем бензин, что должно сказаться и на профиците топлива для авиации. Тогда цена на него будет более рыночной", - поясняет Пантелеев.

Прямая речь

Игорь Артемьев, руководитель ФАС:

- Ситуация с авиабилетами в России, на мой взгляд, постоянно находится в неудовлетворительном состоянии. У нас есть претензии, к примеру, к системе продажи авиабилетов. Та, которая существует в нашей стране, была "завезена" к нам из других стран. Это так называемая "чикагская" система. Она несправедлива, но принята во всем мире. То есть альтернативных, но сопоставимых практик, которые можно было бы привести в пример, нет. Поэтому приходится доказывать все, исходя из логики и здравого смысла. Это небыстрый процесс. Решить вопрос со стоимостью авиабилетов через развитие конкуренции, на мой взгляд, значительно проще.

Дмитрий Тер-Степанов, замдиректора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития:

- Минэкономразвития совместно с другими ведомствами, экспертным советом при правительстве и общественными организациями вырабатывает меры по развитию конкуренции на рынке авиаперевозок. Речь идет о стимулировании развития в России low-cost-перевозчиков, выравнивании условий доступа авиакомпаний к выполнению международных воздушных перевозок, совершенствовании программ субсидирования, а также выравнивании тарифов на хранение топлива и заправку воздушных судов в крыло в различных аэропортах России.

ОПРОС "РГ"

Авиатранспорт ФАС