Новый артистический директор знаменитых лионских биеннале танца Доминик Эрвье, сменившая прежнего руководителя Ги Дарме, сдвинула курс танцфорума. Теперь в движении фестиваля заметен курс на синтетический театр, интерес к выразительным возможностям слова. В результате на биеннале-2012 многоязычно заговорили, иногда в ущерб непосредственно танцу. Столь радикальный концептуальный "кульбит" не кажется обоснованным, поскольку кризиса танцевального мейнстрима на фестивале не наблюдалось. Креативное выступление труппы из ЮАР с "Лебединым озером" (хореограф Дада Мазило), опусы Йиржи Килиана в Лионской опере, бестекстовые произведения провокатора Яна Фабра, качество спектаклей среднего художественного данс-звена говорили об обратном: танец жив и вечен.
Сама Доминик Эрвье главным принципом при отборе программы считает разнообразие: это не только работы мэтров, но и тема смены поколений, экспериментальные постановки, социальные опусы молодых танцовщиков, хип-хоп, цирк, пластические и театральные спектакли, современный танец. Из заметных событий биеннале - Preparatio mortis - пьеса театра Яна Фабра (компания Troubleyn), притча о любви земной. Из возвышающегося над цветочным валом "кургана" мать-земля рождает Еву (Лиза Мэй). Световые эффекты удлиняют ее "просыпающиеся" руки до небес. Брюнетка с гибким сексапильным телом пожирает гладиолусы и герберы, пытаясь перегрызть земную пуповину. Цветочный хаос - ложе ее любви. Обнаженная, она оказывается в прозрачном саркофаге, внутри которого порхают бабочки. Вероятно, земной путь Фабр сравнивает с их циклом. Жизнь человеческую - с вдохновенным полетом счастья и неизбежными крушениями о стены табу и отпущенных возможностей.
В интернациональном проекте Yo Gee Ti Мурад Мерзуки соединил французский хип-хоп и тайваньскую акробатику современного танца. Свисающие кисти-канаты, напоминающие сталактиты, преображали сценическое пространство то в завесу дождя - золотого или серебряного, то в театр марионеток. Дивертисментно чередующиеся восточные мотивы, пластика гибких тел, лирические каденции - основа этого зрелища. Один из самых талантливых спектаклей La Curva представил виртуоз Иcраэль Гальван. И это оказалось шире, чем вариации на тему фламенко. Гальван в своем спектакле взаимодействовал и с пианисткой, и с двумя певцами, танцевал, отбивал дробь в сапатеадо внутри огромного бубна, обваливался в муке, иллюстрируя ее белыми клубами взрыва страсти. И это было высшее мастерство артиста-танцовщика, обладающего даром сливать в целое музыку и танец.