Ситуацию комментирует эксперт ИКАО, профессор Дипломатической академии МИД России Виталий Бордунов.
Как оценивают эксперты этот инцидент с точки зрения международного права?
Виталий Бордунов: Это произвол. Международное право запрещает принуждать к посадке гражданские самолеты силой во время транзитного пролета. Таковым был рейс сирийского самолета. Есть Чикагская конвенция 1944 года, есть двусторонние соглашения, которые регулируют полеты гражданских воздушных судов между странами. Чтобы действия, которые предприняла Турция, были признаны законными, надо, чтобы самолет признавался нарушителем турецкого воздушного пространства. Но разрешение на пролет над территорией Турции было. Это был обычный рейс. Законный, правомерный.
Все вопросы, связанные с выполнением международного рейса из Москвы, решаются до его вылета. То есть загрузка, прохождение таможенного, паспортного и пограничного контроля выполняются на территории Российской Федерации. То же самое происходит при вылете из Дамаска в Москву. Эти процедуры предусмотрены международным правом. И они четко выполнены как российской, так и сирийской стороной. Так что у турецкой стороны не было никаких оснований принуждать с применением военной силы к посадке сирийский гражданский самолет из-за каких-то там подозрений. Это грубейшее нарушение международного права. Еще раз подчеркну: ст. 3-бис Чикагской конвенции 1944 года запрещает применение военной силы к гражданским воздушным судам.
Я слышал комментарий министра иностранных дел Турции, почему они посадили самолет. Могу только развести руками: Турции показалось подозрительным мирное воздушное судно. Из-за того, что сейчас в регионе непростая обстановка, подозрения распространили на мирное воздушное судно. Действия Турции в данном случае противоречат мировой практике. Подозрение не является основанием для подобных действий.
В настоящее время напрямую из Москвы в Дамаск летают только самолеты сирийской авиакомпании Syrian Air? Тот же "Аэрофлот" в начале августа прекратил полеты в Сирию?
Виталий Бордунов: Это тоже допустимо. Подобное нередко случается в авиакомпаниях самых разных стран - по коммерческим соображениям. Регулярные полеты не всегда экономически эффективны. В данном случае огроменный самолет А-320 летел всего с 35 пассажирами. Все коммерческие убытки несет сирийская авиакомпания.
Российские пассажиры, которые находились на борту сирийского самолета, могут требовать возмещения морального вреда?
Виталий Бордунов: Конечно. Можно только представить, что испытали эти люди. Как делается принуждение к посадке? Обкладывается такой самолет истребителями, связываются с командиром воздушного судна и говорят: следуй за нами, если не будешь слушать - мы тебя собьем. Понимаете, какие угрозы! Это не шутки.
Российские пассажиры натерпелись, им был причинен большой моральный вред. И они вправе предъявить иск к сирийской авиакомпании. Сделать это можно либо в России, либо в стране регистрации авиаперевозчика, то есть в Сирии. А сирийская авиакомпания может предъявить регрессный иск турецким властям, защищая интересы своих пассажиров.
Максимально на какую компенсацию может рассчитывать пассажир?
Виталий Бордунов: В России особо рассчитывать не на что: российский пассажир тут не защищен. В соответствии с европейской практикой сумма составляла бы сотни тысяч евро. Как будет здесь - сказать трудно.