Явный признак того, что такой договор готовится, - желание Украины взимать пошлину с грузов, поступающих Черноморскому флоту России. Цена вопроса - 15-25 миллионов долларов в год, не такая значительная сумма, но украинская сторона продолжает настаивать на налогообложении флотских грузов, аргументируя это тем, что "мы же не знаем, что вы там везете".
"Налогообложение грузов для ЧФ РФ на фоне остального комплекса решаемых проблем - вопрос не самый существенный. Это скорее своеобразное проявление активности украинской стороны, торг. Отрадно, что наши друзья больше не требуют, как во времена Ющенко, поднятия арендной платы за базу в Крыму до 4 миллиардов долларов. Наши партнеры стали трезвее оценивать ситуацию, исходя из общей цены вопроса", - прокомментировал "РГ" ситуацию источник, близкий к переговорам с российской стороны.
Какие же проблемы в действительности являются стратегически важными для России и ее Черноморского флота? На первом месте - возможность перевооружения и модернизации. Еще пять лет назад о ЧФ РФ было принято рассуждать как о "кладбище кораблей" и "санатории для адмиралов". Однако теперь, когда в зону ближневосточной нестабильности втянулась Турция, необходимость иметь на Черном море боеспособный флот уже не является темой для дискуссий. Но этому мешают соглашения с Украиной от 1997 года, по которым модернизация ЧФ РФ производится с разрешения Украины и только при условии замены списанных кораблей однотипными. Поэтому, к примеру, флот не может получить строящиеся специально для него шесть новых подводных лодок и корабли, не описанные в "базовом" договоре классов, например вертолетоносец.
Вторая, не менее важная, - разграничение Керченского пролива. На сегодня стороны пришли к компромиссному варианту, который в общих чертах, минуя детали, выглядит так: сам Керчь-Еникальский судоходный канал получает Украина, а стратегический контроль над входом и выходом из него - Россия. Лоцманские же сборы собирает совместная корпорация. "Фактически один текст пакетного соглашения, регулирующего не только эти два вопроса, уже подавался на рассмотрение президентов. Но во время последней встречи подписание не состоялось. Украинская сторона сомневается, к примеру, не потеряет ли она в результате раздела пролива месторождения газа. Проблема в том, что оценить объективно потенциальный объем и себестоимость месторождений сегодня сложно. Нас же не устраивает манера Киева решать вопросы поэтапно - сначала делимитация, потом совместная корпорация, потом модернизация", - пояснил "РГ" участник российской делегации. Что касается инвентаризации имущества российского флота, то здесь работает логика рынка, а не дипломатии. Субъектом переговоров с ЧФ РФ зачастую выступает Севастопольская администрация. Так, власти города ведут переговоры с Россией о передаче им 350 гектаров арендуемой флотом земли в Севастополе. Сумму возможных инвестиций горсовет оценивает почти в 2 миллиарда долларов. Но пока не ясно, что флот получит взамен.