12.10.2012 16:50
Культура

В Москву привезли самую дорогую картину Кандинского

Текст:  Жанна Васильева Виктория Виатрис
Аукционный дом Christie’s с 12 по 14 октября показывает в Мультимедиа Арт Музее "Эскиз к импровизации № 8" Василия Кандинского. Полотно, которое с 1925 года принадлежит швейцарскому благотворительному фонду братьев Фолькат и с 1960 года было в экспозиции художественного музея Винтертура, выставлено на торги с эстимейтом 20-30 млн долларов. Кроме Москвы, картину покажут также в Лондоне и Нью-Йорке. В Нью-Йорке и пройдут в ноябре судьбоносные для нее торги.
Читать на сайте RG.RU

Но блиц-выставка одного "Эскиза…" явно интересна не только тем, кто отнюдь не из академического любопытства отслеживает динамику цен на русское искусство. Эта работа одна из самых известных участниц выставочных проектов, в частности, в галерее Тейт Модерн, в художественном музее Базеля, Монреальском музея изящных искусств. Она создана в 1909 году в Мурнау, куда художник и Габриэль Мюнтер возвращаются после путешествия по Европе. Кандинский тогда был равно увлечен открытиями фовистов, народной баварской живописью на стекле, гравюрой на дереве, музыкой Шёнберга и антропософскими идеями Рудольфа Штейнера… Свои собственные картины он не пишет в привычных жанрах, будь то портрет, пейзаж, натюрморт или жанровая сценка. Он выделяет "импрессии", где осталась связь с реальностью внешнего мира, "импровизации", в основу которых легли внутренние переживания, и "композиции" - плод сложнейшей и долгой предварительной работы. Он не называет произведения - нумерует их, следуя не живописной, а музыкальной традиции.

В 1909 году он создал шесть импровизаций и пять эскизов к ним. "Эскиз к импровизации №8", которая поначалу имел название "Меч", завершал этот цикл. Меч, действительно, оказывается чуть ли не центральной осью картины. На его рукояти как бы покоится треугольник "золотого" града, с пестрыми крышами домов и куполов и расстилающейся за ним далью полей. Меч же разделяет двух стоящих мужчин и сидящих женщин. Но дело не только в сюжете, в котором кто-то видит отсылки к образу Святого Георгия, кто-то - к преданию о Борисе и Глебе, кто узнает в городе золотые купола Киева, кто-то - крыши Мурнау… Немецкие сказки и русские иконы тут при желании тоже можно использовать. Пылающая работа оставляет впечатление волшебного сияния, парения неземного града и, как ни странно, несмотря на асимметрию композиции, устойчивости. Перед нами образ небесной тверди, подпертой рыцарским мечом и женским смирением.

Андреас Румлер, глава отдела импрессионизма и модернизма Christie’s, представлявший  "Эскиз…" на пресс-конференции, очень к месту вспомнил историю о том, как в 1960-х годах после выставки Пикассо в Базеле весь город несколько месяцев собирал деньги, чтобы купить для местного музея понравившиеся две работы знаменитого испанца. Даже вместо полугода, которые согласен был ждать Пикассо, уложились в три месяца. Увы, вряд ли можно представить сегодня, что Москва бросает клич собрать деньги на покупку для отечественного музея одного из шедевров Кандинского… Но два дня на то, чтобы увидеть "Эскиз к импровизации № 8", у нас есть.

Цифры

Самой дорогой  работой Кандинского стала "Фуга" (1914), проданная на торгах 1990 года за 20,9 млн долларов. Ее "догоняет" "Эскиз к импровизации №3", цена на который в 2008 достигла 16, 9 млн долларов.

Цитата

"Все, что, по-видимому, стояло так вечно, - крепко, в чем жило будто бы вечное верное знание, вдруг оказалось стиснутым и кое-где раздавленным беспощадным и спасительным "так ли?". Уже с гениальной руки Ницше началась вольная и невольная переоценка ценностей. И что стояло крепко - сдвинулось. В душе произошло как бы великое землетрясение. И вот эта трагичность и эта сдвинутость, эта зыбкость и мягкость материального ярко отражаются в искусстве неточностью и диссонансом. И глядя и с этой стороны на картины, опять-таки надо не понимать и не знать, а только и исключительно отверстой душою чувствовать. Искусство есть живой лик не ума, а только и исключительно чувства. Кто не умеет чувствовать, тому темно и безгласно искусство. Но только у него же он и найдет спасение. Оно даст ему и голод, и пищу".

Фоторепортаж
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Живопись Москва Столица