12.10.2012 00:30
Власть

Валерий Выжутович: Многим россиянам неважно, что будет с телом Ленина

Текст:  Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №236 (5909)
Читать на сайте RG.RU

Партия "Коммунисты России" (ПКР) подает в суд на министра культуры Владимира Мединского. Члены этой недавно зарегистрированной партии обвиняют министра в разжигании социальной вражды и ненависти. Соответствующее заявление будет направлено и в Генпрокуратуру. "Мы пришли к выводу, - заявил секретарь ЦК партии Сергей Малинкович, - что все антиленинские акции, например, призывы вынести тело из Мавзолея, объявление экстремистскими работ Ленина, все это координируется Мединским". Напомним: еще будучи депутатом Госдумы, Владимир Мединский сделал ряд заявлений, призывающих вынести тело Ленина из Мавзолея и захоронить.

Судя по той устремленности, с какою коммунисты снова ринулись на защиту своей святыни, нам сейчас самое время начинать "про Ленина рассказ". Впечатление, что "боли нету более". Хотя, например, в канун очередного повышения тарифов ЖКХ гражданам требуется нечто иное, чем счастливая весть о скором кладбищенском упокоении отца пролетарской диктатуры. Ходоков к Ильичу в Мавзолей "за советом" тоже как будто бы не полчища. Меньше, чем ходоков к местному начальству за пенсиями, пособиями и вообще "за справедливостью".

О необходимости захоронения Ленина впервые заговорили в разгар перестройки. Вторая волна поднялась в декабре 2000 года, когда лидеры "Союза правых сил" пришли к убеждению, что только выселением Ленина с Красной площади можно возместить моральный ущерб, нанесенный прогрессивной общественности принятием советского гимна. Фракция СПС, помнится, внесла в Госдуму проект обращения к президенту: Ильича захоронить, а его усыпальницу переоборудовать в мемориальный комплекс жертв революции, гражданской войны и политических репрессий. Вновь явила себя привычка решать сложные проблемы, замешенные на историческом опыте страны и ее новых реалиях, как элементарную арифметическую задачу. Мол, если гимн был принят с оглядкой на численное большинство его сторонников, то остается "уравновесить" музыку Александрова телом пролетарского вождя. Достигаемый этим баланс настроений тут же укрепит общественное согласие. Хорошо представляю себе: вот входят туда удовлетворенные, наконец, сторонники ленинских похорон, а вот следом замедляют шаг не менее довольные приверженцы советского гимна... Если осуществится эта блажь, тогда уж точно придется восстанавливать караул у Мавзолея. Но не почетный. Рота омоновцев в бронежилетах и при полном боевом снаряжении - только так. Иначе братоубийственное общественное согласие гарантировано.

В Мавзолее время от времен производятся биохимические работы по сохранению забальзамированного тела. И в этом смысле с телом все в порядке: как заверяют специалисты, при должном уходе и своевременной профилактике оно может храниться еще как минимум лет сто. А вот вялотекущая политическая борьба за тело Ленина не прекращается.

Попытки предать земле советского Тутанхомона в ближайшие годы успехом не увенчаются. По результатам исследования, проведенного фондом "Общественное мнение" в апреле этого года, 59 процентов опрошенных положительно оценивают роль Ленина в отечественной истории и лишь 19 процентов называют ее отрицательной. Хотя доля сторонников захоронения постепенно растет. Если в 2006 году за это высказывались 46 процентов респондентов, то в апреле нынешнего уже 56. Оставить вождя в Мавзолее на главной площади страны по-прежнему хотят 28 процентов опрошенных.

Откровенно говоря, российскому большинству абсолютно неважно, что будет дальше с телом Ленина. Ему своих родных похоронить по-людски иной раз не на что. Даже без музыки - хоть духоподъемного Александрова, хоть траурного Шопена.

Против поспешности в захоронении Ленина выступает и Русская Православная Церковь. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что нахождение тела Ленина в Мавзолее противоречит христианским традициям, но дальнейшая судьба советского вождя должна решаться путем диалога властей и общества, включая потомков Ульяновых. "Будущее этого тела, конечно, нужно решать при консультациях с различными слоями общества, с потомками этого господина. Я лично надеюсь, что настанет время, когда тело перестанет быть туристическим объектом, выставленным на всеобщее обозрение. Но как и когда это будет решаться, это вопрос и власти, и диалога власти и общества".

А что думает власть? Вряд ли о ее настроениях можно судить по высказываниям Владимира Мединского. Верховная воля к захоронению Ленина, судя по всему, отсутствует. Во всяком случае никаких сигналов от президента, что пора, мол, Ильичу на кладбище, пока не поступало. В свое время на вопрос журналистов "когда же?" Путин ответил, что будет "стремиться к таким решениям, которые были бы поддержаны подавляющим большинством граждан страны, способствовали бы примирению и объединению нации, а не расколу".

Как-то так получается, что в борьбе за тело Ленина наши правые радикалы ничем не отличаются от радикалов левых. Та же дикарская склонность наделять мумию мистической силой. То же политическое язычество, только с обратным знаком. Вопреки обитателю Мавзолея, учившему тех и других материализму.

Позиция