16.10.2012 00:51
Общество

Депутаты рассмотрят новый закон "Об образовании"

Завтра Госдума приступает к рассмотрению нового закона "Об образовании"
Текст:  Ирина Ивойлова Аркадий Колыбалов
Российская газета - Федеральный выпуск: №238 (5911)
Этот проект можно считать долгожителем: работа над ним шла три года. И первый вариант непохож на последний, как первоклашка на выпускника школы.
Читать на сайте RG.RU

В первоначальной версии было около 400 страниц. Многие нюансы в сфере образования регулировались еще советским законодательством, поэтому разработчики первой версии прописали в законе даже такие детали, как оклады профессоров и число отпускных дней для них. Прочитать проект было почти невозможно, на это потребовался бы не один день. Первыми раскритиковали проект ректоры, прислав почти 600 поправок. Второй вариант сразу "похудел", но споры вокруг него не утихали.

Полная чехарда получалась, например, с творческими училищами: нельзя проводить вступительный конкурс, давать одновременно профессию и общее образование - противозаконно. Было прописано, что все преподаватели хореграфических, музыкальных училищ, включая балерин, хореографов и дирижеров должны писать диссертации. Мол, иные формы подтверждения профессиональных заслуг не годятся.

Артисты балета, известные пианисты и дирижеры возмутились. В итоге законопроект вынесли на всеобщее обсуждение и за три месяца в минобрнауки пришли тысячи замечаний и предложений. Северяне, например, предлагали внести в проект понятие "кочевое обучение". Педагоги Смоленской и Брянской областей возражали против формулировки о том, что зарплата учителя должна быть равна средней по экономике. В этих регионах оклады педагогов выше.

Ректоры предлагали дать вузам право устанавливать стандарты не только высшего, но и среднего профобразования - ведь в состав многих вузов входят колледжи и техникумы. Многие предложения были учтены.

Однако вопросы остались. Так, несмотря на то, что все варианты проекта довольно сильно менялись, в законе так и нет понятия начального профобразования - это принципиально. Этот уровень сейчас предлагается включить в среднее профобразование, которое будет предлагать два вида программ - подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В проекте закона прописали специфику творческих училищ, которые имеют право отбирать детей по конкурсу. Училища работают по интегрированным программам на базе начального или основного общего образования и дают одновременно и школьные знания и профессию.

К высшему образованию отнесены не только бакалавриат, специалитет, магистратура, но и подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка. А вот все вопросы, касающиеся докторантуры, как ожидается, будут прописаны отдельно - в законе "О науке и государственной научно-технической политике".

Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в проекте закона отделены дошкольное образование и уход за детьми. А школам, которые предлагают образовательные программы для детсадовцев, запрещается включать в свои расходы средства на присмотр и уход за детьми. Негосударственным образовательным организациям гарантирован доступ к бюджетным средствам.

В последнем варианте проекта много внимания уделено социальной поддержке обучающихся. В частности, предусматривается поэтапное повышение стипендий, которые должны быть "привязаны" к минимальному размеру оплаты труда. Размер стипендии в вузе не может быть меньше половины МРОТ, а аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам гарантируется стипендия в размере МРОТ. Всем, кто получает среднее профессиональное образование, обещана стипендия в размере трети МРОТ. Вырастет и социальная стипендия. Проект ограничивает ее минимум - не меньше полуторакратного размера обычной стипендии. Таким образом, студент вуза, который имеет право на обе стипендии, будет получать не менее 6 тысяч рублей, а аспирант - не менее 12 тысяч.

Зарплата педагога будет зависеть от его квалификации, результативности, а также почетных званий, государственных и ведомственных наград. Зарплата не может быть ниже средней по экономике региона.

По мнению сенаторов, самое уязвимое место в проекте - положение небольших сельских школ. В Томской области, например, таких школ - около 40 процентов, в них учится всего 6 процентов детей. И если в городах области есть возможность обеспечить детям качественное образование, то как сделать это в селе, где стоимость ученика доходит до 150 тысяч рублей в год? Возможно, в проект будут внесены поправки, уточняющие законодательное положение сельских школ. Их финансирование не должно напрямую зависеть от числа учеников, как это делается в городах. Еще одно предложение регионов - сделать дифференцированной родительскую долю платы за детский сад.

Другой спорный момент касается зарплаты учителей. Согласно указу президента и проекту закона она не может быть меньше средней по экономике в регионе. Но в разных муниципалитетах одного и того же региона этот показатель может отличаться в десятки тысяч рублей. К тому же, в России не ведется мониторинг средних зарплат. Не просчитаны финансовые обязательства регионов, которые появятся у них после принятия документа.

Подробности

Предложения в законопроект Комитета Госдумы по культуре:

- начинать интегрированные программы в области музыки не с 5-го, а с 1-го класса;

- разрешить получать второе высшее образование на бюджетной основе по специальностям: режиссура, вокал, оперно-симфоническое дирижирование, композиция;

- закрепить за образовательными организациями право иметь в своем составе учебные театры, выставочные залы, цирковые манежи, оперные студии, учебно-концертные залы, творческие мастерские, библиотеки, музеи;

- включить в перечень абитуриентов-льготников победителей творческих конкурсов.

Прямая речь

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации:

- Этот закон касается каждой семьи, он обращен в будущее. Из материалов, которые поступили в Совет Федерации из регионов, видно, что работы еще будет много. Почти в каждом обращении - просьба законодательно отрегулировать работу малокомплектных школ.

Сергей Степашин, председатель Счетной палаты:

- Самый сложный вопрос, который всегда встает при обсуждении таких важных законов - разделение финансовых обязательств между региональными и федеральным бюджетом. Если региону дать много полномочий, а средств у него нет, ничего хорошего из этого не выйдет.

Образование