Российский Интернет становится заметной частью экономики
Экономика Рунета генерирует около 1% ВВП, а к концу 2012 года этот показатель может увеличиться до 1,5%, уверен ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. "Сегодняшний масштаб Рунета таков, что его смело можно выделить в отдельный сегмент экономики, - считает он. - К 2020 году Рунет будет обслуживать больше половины российской экономики, и это еще самый консервативный прогноз".
Согласно исследованию, проведенному Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и НИУ ВШЭ, суммарный объем интернет-зависимых рынков в 2011 году превысил 1,97 трлн руб. По оценкам аналитиков, сейчас есть все предпосылки для того, чтобы эти цифры увеличились. Ожидается, что рост экономики Рунета к концу 2012 года составит около 30%.
Самым активным рынком интернет-экономики эксперты назвали программное обеспечение как услугу (SaaS). В 2011 году объем этого рынка составил 1,89 млрд руб. Эксперты отмечают активное увеличение как самих игроков рынка, так и его объемов. По мнению аналитиков, такая ситуация связана прежде всего с постепенным отходом от так называемого "коробочного" софта и переходом к использованию мобильных устройств. Однако нельзя сказать, что SaaS в скором времени займет лидирующие позиции. Все еще множество крупных компаний работают по долгосрочным контрактам с системными интеграторами, и для них переход на SaaS не очевиден.
Кроме того, облачные компании действуют в "серой" зоне по отношению к законодательству. Это связано не с позицией самих компаний, а с тем, что существующее законодательство не предполагало появления подобного сегмента, а значит, не готово к его регулированию.
Однако эксперты уверены, что из-за роста проникновения мобильных устройств переход к облачным системам станет естественным эволюционным явлением. Кроме того, сами производители "коробочного" софта постепенно присматриваются к облачным системам. Так, свои SaaS-предложения активно развивают такие компании, как Microsoft и Adobe, зачастую предлагая при этом более выгодные условия для клиентов. Игроки рынка уверены, что облачные системы постепенно полностью завоюют рынок, для этого нужно лишь немного времени.
Помимо SaaS-рынка на звание самого активного претендует рынок видеорекламы с темпами роста 53%. "Новые сегменты экономики Рунета растут быстрее традиционных, - считает директор РАЭК Сергей Плуготаренко. - Однако их объем, как правило, небольшой". Так, объем рынка видеорекламы по итогам 2011 года составил всего 1,89 млрд руб. Такие скромные объемы по сравнению с другими рынками связаны прежде всего с молодостью самого рынка, а также с только начавшимся перетеканием аудитории с традиционного телевидения на интернет-площадки.
Развитие рынка будет зависеть от интенсивности перехода телевизионной аудитории в Интернет. Другой точкой роста становится улучшение качества видеоконтента в Интернете. В будущем эксперты прогнозируют рост этого рынка за счет принятия единых стандартов рекламных форматов, измерений и принципов размещения рекламы между разными площадками.
И если в экономике Рунета рынок SaaS и рынок видеорекламы считаются одними из самых активных, то самым крупным по праву можно назвать интернет-ритейл. По итогам 2011 года его объем составил 309,4 млрд руб. Эксперты прогнозируют еще большие цифры по итогам 2012 года.
Основными факторами роста эксперты называют увеличение числа покупок с мобильных устройств, улучшение служб доставки, повышение финансовой грамотности населения. Так, пластиковые банковские карты опередили по объемам электронные деньги и все остальные платежные системы, за исключением наличных платежей курьеру. По данным за 2011 год, почти у четверти интернет-покупателей был хотя бы один опыт оплаты покупки с помощью банковской карты. Но все же основной ресурс роста формируется по-прежнему за счет роста числа региональных интернет-пользователей, который невозможен без увеличения глубины проникновения Интернета. По мнению некоторых экспертов, ресурс регионального рынка настолько огромен, что позволит вывести отечественный интернет-ритейл на принципиально иной уровень.
В целом эксперты оценивают этот рынок как конкурентный, на нем действует большое количество игроков и постоянно появляются новые. Однако все еще существуют системные барьеры, препятствующие его качественному развитию. Прежде всего это непрозрачность рынка, а также несовершенство законодательства, в частности, относящееся к персональным данным. Например, многие интернет-магазины нарушают букву закона, не запрашивая у пользователя согласия на обработку его персональных данных при выполнении заказа в письменной форме или с электронной подписью. Предприниматели объясняют свои действия невозможностью выполнения по тем или иным причинам законодательных требований. Также серьезные препятствия для развития рынка вызывают службы доставки.
"Качество работы почты нас не вполне удовлетворяет, - признается генеральный директор холдинга OZON.ru Маэль Гавэ. - Мы не можем полностью на них положиться и вынуждены выстраивать свою систему логистики в регионах. Кроме того, мы сотрудничаем с малыми компаниями, которым предоставляем возможность пользоваться нашими складами. Это дает им возможность развивать свой бизнес с минимальными вложениями. И так поступаем не мы одни. В конечном счете такие действия ведут к развитию рынка в целом, что хорошо и для нас, и для других компаний".
Неразвитость отечественной логистики дала возможность выйти на рынок специальным сервисам по доставке для интернет-магазинов, а традиционные сервисы доставки выделяют специальные подразделения для работы с интернет-магазинами. Однако всех этих мер недостаточно для развития рынка. В частности, не хватает полноценного отечественного рынка поставщиков.
За рубежом основные поставщики - так называемые фулфилмент-центры - независимые компании, берущие на себя работу по организации логистики и взаимодействия с клиентом, в том числе и с зарубежным. В России такие центры находятся пока в зачаточном состоянии. "Российским интернет-ритейлерам выгоднее работать с зарубежными фулфилмерами, но такой подход не дает возможности развиваться местным игрокам, это создает рабочие места за границей, но не в России", - сокрушается Маэль Гавэ.
Несмотря на все эти неутешительные тенденции, рынку интернет-ритейла удается расти на 30% в год, что является довольно хорошим показателем. Быстрее рынка интернет-ритейла растет только рынок электронных платежей. В прошлом году его прирост составил около 34% с объемом 166,7 млрд руб. Несмотря на довольно значительный рост, это один из самых сконцентрированных рынков в экономике Рунета. По оценкам экспертов, на долю трех крупнейших платежных систем приходится около 80% рынка.